Проповедь епископа Атаназиуса Шнайдера в день освящения храма Святого Николая из Флюэ

 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Дорогой отец Энтони, дорогой отец Александр, дорогой отец Евгений, дорогие братья и сестры, и все присутствующие!

Такой стих мы слышим в Священном Писании: «Господи! Я возлюбил обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей». Эти слова являются как бы основой молитв песней и обрядов, освящения храмов сегодня и сокровенной мелодией, которая звучит в глубине наших душ в этот день. «Господи! Я возлюбил обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей». Многие усилия были приложены в сооружении этого Божьего храма, много жертв было принесено – малые и большие, сокровенные и явные. Много молитв сопровождали строительство, много людей были сопричастны этому благому делу. Все это имело только одну цель, вернее должно было иметь только одну цель – для славы Божьей! Для прославления Его величия. Руководствуясь этим духовным лозунгом: это всё для тебя, Господи! И другим лозунгом: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!» Видя внешнюю красоту храма, входя в него и молясь, верующие должны вспомнить эти слова Божии из Священного Писания: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, вы – храм Бога живого, приступите ко Христу – камню живому». Спокон веков Бог велел людям выделять особые места, в которых человеку подобало воздать Богу поклонение и обрести Его милости. Из-за грехопадения человек был изгнан из рая, в котором он постоянно находился в общении с Богом. Кроме святых мест, человек должен был воздвигать по Божьему велению алтари и храмы. Рай, называемый Эдемом, находился на востоке. Святые места, алтарь, храм должны были напоминать человеку потерянное пространство рая, то есть потерянный райский храм, поэтому с самого начала человек в Библии молился, лицом обратившись на восток, там, где был рай. «Слава Бога шла от востока», – говорит пророк. Сам храм Иерусалимский находился на восточном холме города. Иисус Христос сам Его называет «восток Всевышний», пришедший к нам. Христос вознесся на небеса на востоке, как говорится в Священном Писании. Придет снова Он, Иисус с востока, как говорится со знамением Своего креста. Крест Христа, Крест – это истинный рай наш, это наш Восток, к которому мы – все поколения христиан – обращаемся в молитве, поэтому сам храм построен часто в форме храма-креста, и крест находится в центральном, самом видимом месте, здесь крест. Пророк Иаков, патриарх Иаков построил алтарь, как мы сегодня слышали, главное место этого – дом Божий, врата небесные. Место, где Бог явился Моисею, сам Бог назвал «святою землею» и велел ему снять обувь с ног. Ветхозаветный храм был построен до малейших деталей по указанию Бога и был торжественно освящен царем Соломоном. Господь наш Иисус Христос имел большое благоговение к храму Иерусалимскому и называл храм «Домом Отца Моего», «Домом молитвы», он часто там находился и молился. Когда люди начали пренебрегать святостью храма и совершать там светские дела, тогда Иисус в святом гневе изгнал их из храма. Евангелист Иоанн характеризовал это действие Иисуса этими словами псалма: «Ревность по Доме Твоем снедает меня». При этом Своем святом рвении к святости храма Божия Иисус открыл людям истину, что Его святое пожертвованное и воскресшее тело является самым истинным храмом Божьим.

Христианский храм является символом тела Христа, а также Его мистического тела, то есть Церкви. Самым святым местом в храме является то место, где закланное и воскресшее тело Христа становится истинно, действительно присутствующим под видом хлеба и вина во время Святой Мессы, это и есть алтарь, где становится Иисус присутствующий. А также дарохранительница, там, где Иисус дальше присутствует под видом хлеба и вина. То есть алтарь и дарохранительница, крест – это наш рай, к которому все обращаются в молитве, и поэтому должен, следовательно, находится на алтаре и под дарохранительницей всегда крест – наш Восток, наш рай. Поэтому во внутреннем убранстве храма крест, распятие, алтарь и дарохранительница – это то, что и все, что их окружает, – должно иметь особый смысл, особое достоинство. Христианский храм не только напоминает потерянный рай в прошлом, но еще и в большей степени указывает на совершенное исполнение рая в будущем граде Божьем, новом Иерусалиме, – как это описывает книга Откровения. Напоминая эту истину, католический храм имеет обыкновенно на стенах 12 маленьких каменных крестов и 12 свечей. Эти 12 каменных знаков символизируют 12 ворот нового Иерусалима, на которых имена 12-ти апостолов. И сегодня будем наносить 12 таких крестов из елея, мирра на стены этого храма, обозначающих символ нового Иерусалима, нашей родины, окончательной. В обряде освящения совершается окропление, как мы уже делали, а затем помазание алтаря и стен – это все напоминает символ крещения, то есть мы тоже крестились: нас водой крестили, как водой, окропляли стены, нас тоже мазали елеем во время крещения, так мы будем мазать стены храма и алтарь во время освящения. Это напоминает, что мы, христиане, в крещении стали Домом Божьим, храмом. Видимый храм указывает на то, что Церковь и каждый крещеный человек является нерукотворным храмом Божьим. И такой храм – это самый драгоценный и богоугодный.

Сегодня мы празднуем освящение Дома Господня, храма Божьего, града предвечного Царя, Христовой Невесты. Спросим себя: «Что обозначает этот Дом? Этот храм?». С трепетом и благоговением говорит один святой: «Я говорю: этим всем мы сами и являемся. Это всё мы. Но в сердце Божием это всё мы, но благодаря благодати Божией, а не из-за наших заслуг. Святость нашей жизни показывает, что мы – храм Божий; согласие и единство показывают, что мы – град Великого Царя; наша любовь к Богу показывает, что мы – Невеста бессмертного Жениха». И тогда мы можем сказать: праздник освящения храма – это наш праздник, этот праздник отмечается здесь на земле. Но, в первую очередь, этот сегодняшний праздник, мои дорогие, отмечается также и на Небе. Вознесем к Богу эту молитву из обряда освящения храма: «Господи Боже! Соделай этот дом, который мы сегодня посвящаем имени Твоему, домом благодати и спасения. Помоги, народу Твоему, собирающемуся в этом доме, поклоняться Тебе в Духе и Истине, и возрастать в любви к Тебе, Богу, и ближнему. Аминь». Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Епископ Атаназиус Шнайдер (Астана, Казахстан)

Талас, 6.10.2019 г.