Исторические сведения о Римско-Католической Церкви в Кыргызстане Проф. А.П Ярков, И. Копенкина

История Римско-Католической Церкви в Кыргызстане состоит из нескольких этапов:
— Миссионерский этап (до середины XIV века);
— Этап установления католицизма в Кыргызстане (конец XIX – середина XX века);
— Современный этап. Обретение католического экклезиастического (духовного) места в стране.
На данный момент трудно определить точное количество членов-христиан этой конфессии в средневековой Центральной Азии. Однако, учитывая, что (якобы) Восточная Католическая Церковь сохранила фундаментальные каноны католицизма, что она признает верховную власть Римского понтифика, что она следует традиции и духовной организации католицизма, можно с уверенностью сказать, что присутствие Римской католической церкви обусловлено здесь не только наличием лиц, представляющих ее, но и миссионеров. Христианская религия появилась в стране в середине первого тысячелетия от Рождества Христова. Представители Римской католической церкви, Марко Поло и В. Рубрук, описывали Центральную Азию как место традиционного влияния католицизма. Тем не менее, это влияние имело менее выраженный характер в регионах Иссык-Куля и Тянь-Шаня. В легендах автохтонного населения говорится, что обитатели монастырей были выходцами из Рима. Речь идет об обитателях христианского монастыря Таш-Рабата (1) и монастыря, расположенного на берегу озера Иссык-Куль (2).
Удалось установить точную дату их появления в этих местах – X век (3). Информация о втором монастыре стала доступной благодаря Каталонской карте, на которой есть надпись на каталонском: «Место под названием Иссык-Куль» (4). На одном из каменных надгробий несторианского кладбища, расположенном недалеко от Бишкека, есть надпись о том, что «здесь покоится архиепископ армянский Иоанн» (5). Карпини сделал вывод о том, что в этом регионе существовало поселение и армянская церковь (6). Также очевидно, что сосуд с изображением 12 апостолов, найденный на берегу Иссык-Куля не принадлежит к несторианской эпохе (7).
Средние века – это время активного поиска экономических, политических и религиозных контактов. Первым послом Римского Понтифика был архиепископ Иоанн де Плано Карпини, который несколько раз посещал север Кыргызстана. Проведя некоторое время у хана Гуюка, он написал трактат на латинском «История монголов, которых мы называем татарами».
В своем трактате на латинском, маронитский монах Рубрук описывает свою жизнь и свое путешествие в страну семи рек. Он отмечает, что католики свободно совершают свое религиозное служение (8).
После долгого путешествия, в одной из деревень Семиречья Рубрук наталкивается на несторианскую церковь (9).
Отвечая на вопрос, почему католицизм был малоизвестным в Центральной Азии в те времена, исследователь-востоковед Василий Владимирович Бартольд говорит, что «католики были крайне не толерантны к представителям других христианских конфессий» (10). Они сделали невозможной совместную борьбу христиан против ислама. Рубрук и Карпини были схожи во мнениях (11). Несторианцы были еретиками и врагами для католиков (12).
Мы хорошо знаем историю Марко Поло, посетившего Центральную Азию 40 лет спустя после Рубрука, принятого ко двору хана Хубилая и прожившего там более 20 лет. Занимая важные государственные должности у хана Хубилая, ему удавалось накапливать информацию о Центральной Азии, ставшую широкодоступной в Европе благодаря переводам на латинский язык. После этого, в 1298 году, Хубилай создал «Совет по христианским делам» и попросил Папу отправить миссионеров.
Вторжение арабов в Центральную Азию и полчищ Чингисхана привело к разрушению городов и монастырей, а также губительно повлияло на социокультурную ситуацию (13).
С 1320 по 1330 г., во времена правления хана Дженкчи, католики эффективно проводили свою миссионерскую деятельность (14), но религиозные репрессии, последовавшие за его смертью, положили конец католицизму в Центральной Азии. Все миссионеры были преданы смерти (14). Почти в то же самое время, несторианцы в Центральной Азии исчезли (15) (16).
Христианская религия вновь появилась в стране в XIX веке, когда Киргизия уже была частью Российской империи (17). Помимо православных, тут также появились католики. Например, в 1897 году, население г. Ош насчитывало 33632 жителя, среди которых 1236 (3,6%) были европейцы (18). Из числа христиан, 15,3 % были католики (19). Та же самая ситуация обстояла и в других регионах Кыргызстана (20). Число местных католиков было невелико. В Кыргызстане, у католиков не было своего собственного прихода, и они подчинялись нунциатуре (резиденции папского нунция) в России. Также не существовало своего католического кладбища. Информация о том, что якобы в Таласской долине была католическая церковь, не достоверна (21).
Во времена советской власти, католики, несмотря на репрессии со стороны государства, сумели сохранить свои религиозные и культурные ценности, а также свою индивидуальность. В 20-30 годах, количество католиков значительно увеличилось из-за репрессий, учиненных в России. Первая католическая община возникла в 1928 году среди жителей села Люксембург (22). Много католиков было среди лиц, приехавших с Украины, Урала и Волги. Ввиду атеистической пропаганды и в связи с принятием декрета «О регистрации религиозных движений», создавались трудности для отправления католических обрядов, а верующие боялись показывать свою приверженность вере. Пастыря не было. Помимо местных католиков, было много адептов Католической церкви среди поляков армии Андреса, сформированной в Центральной Азии (включая Кыргызстан), среди немецких военнопленных, участвующих в строительстве железной дороги в Чуйской долине и полностью лишенных права исповедовать свою веру и соблюдать требования своей религии.
Согласно закону, любое религиозное сообщество должно было пройти регистрацию (23). Но регистрируя эти сообщества, власти видели потенциальную угрозу в них. Во что бы то ни стало, они мешали их регистрации (24). Первое сообщество католиков, которое пыталось официально зарегистрироваться в 20-х годах в селе Люксембург, состояло из переселенцев (25). Немного позднее, к ним присоединились немцы из Сибири и Казахстана. В условиях идеологического давления, пожилые люди, которые не были священнослужителями, но не боялись репрессий со стороны государства, по сути, и выполняли роль таких пастырей. Такие группы верующих, возглавляемые женщинами, (26), долгое время существовали в селах Старая Покровка и Люксембург.
В постановлении Секретариата коммунистической партии 1951 года «О нарушении советского законодательства о религии» отмечается, что в Республике имеется большое число католиков, среди которых необходимо проводить антирелигиозную пропаганду (27).
Согласно документам, наиболее старым и активно действующим сообществом католиков было сообщество в «немецком» селе Люксембург (28). Впервые, это сообщество, насчитывающее на тот момент 100 верующих, предприняло попытку зарегистрироваться в 1955 г., несмотря на то, что оно существовало уже давно.
Согласно официальным статистическим данным, именно здесь насчитывалось 87% зарегистрированных католиков в Кыргызстане (29). На самом деле, их было намного больше. В 1961 году стало известно о существовании еще одной общины католиков в колхозе «Путь к коммунизму» (50-150 членов). Пока еще не зарегистрированная община католиков в селе Люксембург насчитывала 200 членов (а по неофициальным данным – более 700 членов), среди которых были также и члены КПСС. Самым известным душепастырем этой общины был Антанас Шяшкявичюс, который уже создал в Литве организацию католической молодежи под названием «Почетная стража Святейшего Тела Христа», за что был осужден (30). После своего освобождения и переезда в Кыргызстан, он начал свою пастырскую деятельность. В начале 1961 г., совместно с И. Клюгером и Г. Зейделем, он провел кампанию по регистрации общины католиков. Они уведомили советские органы власти о том, что спровоцируют волнения, если их требование не будет удовлетворено (31).
В результате этого, органы власти запретили деятельность общины, а его руководители были сосланы в самые далекие уголки Киргизии, с одной стороны (32), а с другой стороны, органы власти предприняли некоторые шаги к улучшению взаимоотношений с католиками, а количество незарегистрированных сообществ католиков утроилось. Позже, группы католиков появились в городе Фрунзе, в городе Джалал-Абаде, в селах Люксембург, Октябрьское, в Сузаке и Канте (33).
Появление католического прихода, подчиняющегося Рижскому архиепископу (Латвия) совпало с решением Ватикана о разрешении на проведение литургии на других языках, помимо латинского. Ввиду того, что в то время, основную часть католиков составляли немцы (34), литургия проводилась на немецком. Однако среди немцев можно было увидеть представителей других конфессий (протестантов) (35).
С течением времени, в жизни католиков в стране произошли большие перемены. На момент строительства католической церкви, в стране насчитывалось 8 общин католиков (насчитывающих примерно 600 членов). Практически все группы католиков были членами зарегистрированного католического прихода в городе. Последняя община католиков в селе Фриденфельд (в период 1925-1928 недалеко от села Люксембург немецкими переселенцами было образовано село Фриденфельд, в последствии «Первое Мая», а ещё позже «Интернациональное») прекратила свое существование в 1974 году. Однако не следует однобоко подходить к этому факту. С одной стороны, права верующих нарушались по причине запрета на проведение собраний вне церкви, и не у всех была возможность ее посещать. С другой стороны, строительство церкви было очень удобно для властей, чтобы контролировать ее деятельность, а для религиозной общины – иметь свое культовое здание.
Священник Михаил Келер провел первую литургию в новой церкви. Викарием в приходе был священник-украинец – Богдан-Готлиб Тодавчич, который немного говорил по-немецки. Благодаря строительству церкви, жизнь верующих нормализовалась: в 1970 году было проведено только 68 обрядов крещения и 16 венчаний, в то время как в 1973 году – 100 обрядов крещения и 19 венчаний. Принимая во внимание пополнение прихода молодежью, католическая община Кыргызстана занимала 4 место среди других религиозных сообществ страны.
Очевидно и ослабление католического влияния на жизнь молодого поколения. В 1976 году службу посещали примерно 20-40 лиц пожилого возраста, из которых 10% мужчины (36).
В это время происходит большая трансформация, касающаяся национальной принадлежности местных католиков. Во-первых, появилось негативное отношение к тому, что среди католиков были представители других наций и рас (38). Постепенно, немцы в Кыргызстане стали утрачивать свой родной язык, и поэтому службы начали проводить на русском языке.
Согласно данным за 1980 год, значительная часть немцев, зарегистрированных в Кыргызстане, указали на то, что невозможность соблюдать свободу вероисповедания является причиной их эмиграции (39). Часто случалось так, что семьи католиков были разобщены. Например, отдельные члены одной семьи эмигрировали в Федеративную Республику Германию, а другие члены этой же семьи не могли получить разрешение на выезд из страны. Компетентные государственные органы заявляли о том, что именно католики и их миссионеры сыграли самую большую в роль в распространении религиозного фанатизма и немецкого национализма (40). Вследствие отъезда немцев, количество католиков быстро сократилось.
Во времена холодной войны между Советским Союзом и западными странами, политика государства в отношении католиков ужесточилась. Из-за «профилактических работ» проводимых Государством, 1975 год, объявленный Понтификом Римско-Католической Церкви Павлом VI годом святости, вообще не отмечался католиками Кыргызстана. В декабре 1979 года, Комиссия по делам религий утвердила документ под названием «Меры сопротивления политике Ватикана», согласно которому деятельность общин католиков в Советском Союзе должна была тщательно изучаться и контролироваться (41). Следует отметить, что община католиков Кыргызстана никогда не отделялась от Римской Католической Церкви и всегда оставалась под управлением Римского Понтифика. Как и все общины католиков, общины католиков Кыргызстана всегда участвовали в борьбе за мир.
В суверенном Кыргызстане, согласно государственной политике толерантного отношения к любой конфессии, каждый человек пользовался правом исповедовать и проявлять свои религиозные взгляды.
В этих условиях, в католическом обществе страны произошли большие изменения. Среди его членов можно было увидеть не только местное население, но и представителей дипломатических миссий, информационных и международных агентств, деловых представительств Америки, Китая, Франции, Италии и других государств, что отражает вселенский характер Римской Католической Церкви. На данный момент католическое богослужение проводится на немецком, русском и английском языках. Также в Кыргызстане служат иезуиты. Среди католиков есть и кыргызы.
Однако, католическая религия не занимается прозелитизмом, как например представители таких объединений, как «Новая Апостольская Церковь», «Христиане – евангелисты», «Свидетели Иеговы».

Научно-исследовательская литература
Зельнд Н. Кашгар и Тянь-Шань. Заметки о путешествии. Омск, 1888, стр. 22-27
Патусов Н. Заметки археологической комиссии. Изд. 4, 1902, стр. 15-23
Перегудова С. Таш-Рабат. Фрунзе, 1989, стр. 49-90
Умурзаков С. Четыре стороны горизонта. Фрунзе, 1983, стр. 35
Марр Н. Надгробный камень региона 7 рек 1323 года. Том 8, 1893-94, стр. 347
Бартикян Р. Античность и Средние века. Том 10, 1973, стр. 28
Бартольд В. Том 2, Москва, 1964, стр. 75-76.
Майский И. В 600 годах, Газета «Арабески Истории», Изд. 3-4, Том 2, Минск, 1996, стр. 288.
Бартольд В. Об истории Кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1997, стр. 461.
Бартольд В. Об истории Кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1997, стр. 463-464.
Путешествие в восточные страны де Плано Карпини и Рубрука, Москва, 1957, стр. 194.
Молдобаев И. Размышление об этнических связях Кыргызов в эпосе «Манас». Фрунзе, 1985, стр. 71.
Бартольд В. Об истории… стр. 266.
Табышалиева А. Вера в Туркестане. Бишкек, 1994, стр. 63.
Горячева В., Перегудова А. Христианские памятники в Кыргызстане. Ташкент, 1994, стр. 92.
Бартольд В. Об истории… стр. 464.
Законы Российской империи, том XI, часть первая, 1896.
Галицкий В., Плоских В. Древний Ош, 1987, стр. 115.
Первая перепись населения в Российской империи в 1897г., том XXXIX, 1904, стр. 2.
Кронгардт Г. К. Немцы в Кыргызстане. 1880-1990. Бишкек, 1997, стр. 86.
Горячева В., Перегудова С. стр. 104.
Кронгардт Г. К. стр. 199.
Центральный архив Кыргызстана. Ф. 2597, Том 2/46.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/48/39.
Мемуары Вальца Л.
Кронгардт Г. К. … стр. 314.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/46/5.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/44/2.
Кронгардт Г.К. стр. 314
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/49/150.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/49/95.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/49/151.
Об исполнении постановления о религии от 15 марта 1961 г.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/130.
Мемуары Хейманна.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/130.
По другим данным, 100 % католиков являются немцами.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/130.
Кронгардт Г. К.… стр. 292.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/103.
Центральный архив Кыргызстана. Ф 2597, Том 2/112.

А. Ярков – профессор Кыргызско-Российского Славянского университета
И. Копенкина – студентка