Общие сведения

Католическая Церковь

Католици́зм – крупнейшее направление в христианстве по численности приверженцев, объединяющее более чем 1,3 миллиарда последователей. Католическая Церковь полагает себя как единственную, кафолическую Церковь, основатель и Глава которой – Иисус Христос.

Базилика святого Петра. Площадь Ватикана.

 

Католи́ческая Церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная как Ри́мско-католическая Церковь (лат.Ecclesia Catholica Romana) – Церковь, которую Иисус Христос основал и предназначил всему человечеству для его спасения, имеет всю полноту средств для спасения: правильное и полное исповедание веры, совершение всех церковных таинств, священническое служение по рукоположению, согласно апостольской преемственности. Иисус Христос управляет Католической Церковью через Папу Римского и епископов, находящихся в каноническом общении с ним. По этой причине Католическую Церковь также называют Римско-католической. Слово «католический» заимствовано из греческого языка (греч. Καθολικός – «по всему», «согласно всему»)», данный термин понимается в значении «вселенский», то есть «всеобъемлющий», «всеобщий», уже в древности обозначавший кафоличность – один из важнейших атрибутов Христовой Церкви.

Церковь называется католической (кафолической) еще и потому, что по воле своего Основателя – Иисуса Христа – она призвана распространяться по всей земле (ср. Мф.28:19–20), чтобы «объединить все человечество… под Главой Христом в единстве Его Духа» (LG 13)1.

Католическая Церковь формировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и имеет определяющее значение в истории Западной цивилизации. Она представлена централизованной иерархической организацией и наибольшим количеством приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая Церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с 23 восточнокатолическими Церквями составляет единую Католическую Церковь, обладающую всей полнотой истины.

Первоначально Католическая Церковь была образована и развивалась в общине апостолов. Епископы, управляющие Католической Церковью, являются преемниками апостолов. Апостолу Петру Иисус Христос доверил особую роль – быть основанием и пастырем всей Церкви (ср. Мф:16,18–19; Ин.21:15–17). Пастырское служение Петра по сей день продолжают его преемники – епископы Рима, Папы Римские. После разделения Церквей в 1054 году название «Католическая» закрепилось за Церковью, сохранившей единство с Папой Римским. Папа Римский является видимым главой Католической Церкви, верховным правителем Святого Престола, сувереном города-государства Ватикан в Риме.

Его Святейшество Папа Римский Франциск на встрече с молодежью

 

Распространенная по всему миру, Католическая Церковь, представляет собой единый интернациональный организм, объединяющий людей – граждан из различных стран. Организационное единство Католической Церкви относится только к религиозным вопросам. Одним из принципов католической морали является благонамеренность и уважение к государственной власти в своей стране, соблюдение ее законов, если они не противоречат моральным нормам, забота о благополучии и развитии страны и ее народа.

 

Современная структура Католической Церкви

Члены католической церковной иерархии составляют клир (духовенство); прочие верующие называются мирянами. Клир (греч. κλήρος «жребий») – духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян. В современной Римско-католической церкви, после II Ватиканского Собора, к клиру принадлежат только священнослужители: диаконы, пресвитеры (священники) и епископы. Как и во всех остальных древних Церквях, духовенство разделяется по трём степеням священства: 1. Епископ (архиерей); 2. Священник (иерей); 3. Диакон. Церковнослужители (служители Церкви, не посвящённые в сан в ходе таинства священства) имеют две степени – аколиты и чтецы и не относятся к клиру. 

Его Святейшество Папа Римский Франциск на встрече с молодежью

Его Святейшество Папа Римский Франциск

 

Высшей, полной, непосредственной вселенской и ординарной властью в Католической Церкви обладает Папа Римский (Codex Iuris Canonici, 331–335)2. Совещательными органами при Папе Римском являются коллегия кардиналов и синод епископов (Codex Iuris Canonici,342–348)3. Административный аппарат, помогающий Папе Римскому осуществлять его служение, носит название Римской курии, в состав которой входят Государственный секретариат, римские конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с Римской курией носит название Апостольского Престола, или Святого Престола. Апостольский Престол является субъектом международного права. Представителями Апостольского Престола при правительствах государств и международных организациях являются нунции и апостольские делегаты.

Второй высшей инстанцией власти в Католической Церкви является коллегия епископов, которая осуществляет свое служение под руководством Папы Римского (Codex Iuris Canonici, 339)4. Епископская коллегиальность в руководстве Церковью выражается в собраниях епископов того или иного региона (епископских синодах) и Вселенских соборах, представляющих всю Католическую Церковь. Коллегиальность в управлении Церковью коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов.

Католическая Церковь состоит из отдельных Церквей, представляющих собой епархии или приравненные к ним территориальные прелатуры, территориальные аббатства, апостольские викариаты, апостольские префектуры, апостольские администратуры, военные ординариаты, а в Восточных Католических Церквях – также экзархаты. Во главе отдельной Церкви стоит епархиальный епископ или, соответственно, апостольский викарий, апостольский префект, апостольский администратор и т. д. В обширных и густонаселенных епархиях епископу могут оказывать помощь епископы-коадъюторы (епископы-помощники).

Большинство католиков всего мира принадлежат к латинскому обряду. Кроме того, в состав Католической Церкви входят Восточные Католические Церкви, имеющие статус Церквей sui iuris (лат. буквально «своего права»). Они принадлежат к одной из пяти обрядовых традиций: александрийской, антиохийской, византийской, халдейской и армянской. Эти Церкви имеют особое каноническое право, собственную иерархическую структуру во главе с Патриархом или верховным архиепископом, но при этом они находятся в общении с Папой Римским и ему подчинены в вопросах вероучения и церковного устройства.

Основу отдельной Церкви составляет епархия, в состав которой входят приходы, территориальные или персональные (например, войсковые приходы). Епископ доверяет пастырскую заботу о приходе священнику – приходскому настоятелю. Настоятель может иметь одного или нескольких помощников – викариев, также из числа служащих священников. Иногда приходы объединяются во вспомогательные структуры – деканаты (окружные викариаты).

Отдельную группу верующих в Католической Церкви составляют монахи (они могут быть одновременно священниками) и монахини, которые посредством принесения обетов или взятия на себя других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу и, соответственно, принимают на себя особое служение в народе Божьем. Они образуют институты посвященной Богу жизни (в том числе монашеские ордена и конгрегации), а также общества апостольской жизни. Их статус не относится к иерархическому строю Церкви (Codex Iuris Canonici, 207 § 2)5, хотя они имеют особые управляющие и территориальные структуры и в некоторых случаях подчиняются не епархиальным епископам, а непосредственно Папе Римскому. Институты посвященной жизни имеют собственные уставы (утверждаемые Папой), их территориальная организация обычно не соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру, другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Вероучение Католической Церкви

Вероучение Католической Церкви6 основано на Священном Писании и Священном Предании. Согласно догматической Конституции второго Ватиканского собора «Dei Verbum», «Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви»7. Со Священным Писанием и Священным Преданием тесно связано понятие «учительство церкви» (Магистериум). Согласно католической доктрине, на «учительстве церкви» лежит обязанность аутентичного истолкования и Писания и Предания, причём учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему8.

Икона Божьего Милосердия

 

Статуя Христа Царя в Швебодзине. Польша

 

Вероучение Католической Церкви базируется на Божественном Откровении, то есть на тех истинах, которые Сам Бог открыл людям ради их спасения. Оно касается таких тем, как Божественное Откровение и формы его передачи, существование и атрибуты Бога, сотворение мира, человек (в том числе его окончательная участь), первородный грех, история спасения, Иисус Христос, Церковь, Дева Мария, церковные таинства, святые, духовная жизнь, нравственность.

Божественное Откровение передается разными способами. Так, гармония и величие Вселенной свидетельствуют о существовании высшего Разума, все сотворившего. Кроме того, Бог говорит с человеком в глубине человеческого сердца, через совесть, позволяющую познавать принципы нравственности. Но наиболее полным и недвусмысленным образом Бог явил Себя в сверхъестественном Откровении, которое было сообщено через проповедь определенных людей – пророков, посланных Богом, а также через определенные исторические события, в которых проявилось особое участие Бога. Божественное Откровение достигло наибольшей полноты в проповеди и деяниях Иисуса Христа, Который повелел Своим ученикам, то есть Церкви, проповедовать Его учение среди всех народов.

Тайная Вечеря. Леонардо да Винчи

 

Согласно католической вере, мир создан всемогущим Богом, Который безраздельно управляет им по Божественному Провидению. Бог настолько превосходит творение, что Его сущность остается тайной для человека. Бог вездесущ, вечен, всеведущ, абсолютно справедлив и в то же время бесконечно милосерден. Он един в трех Лицах (или Ипостасях): Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Дух Святой (Троица). Лица (Ипостаси) Троицы единодушно участвуют в каждом действии Бога вовне (ad extra). Они соотносятся между собой: Отец рождает Сына, Святой Дух исходит от Отца и Сына; при этом Отец является источником всей Троицы, единственным началом Сына и Святого Духа. Все Лица нераздельной Троицы находятся в идеальной (абсолютной и самодостаточной) взаимной любви — «Бог есть любовь» (1Ин. 4:7–8).

Троица. Л. Лотто

 

Мир, будучи творением абсолютно благого Бога, сам благ. Божье творение включает материальный мир и ангелов – духовных бестелесных существ, посредников между Богом и материальным миром. Из всех творений особым подобием Богу наделен человек, которому Он дал во владение всю землю. Человек был сотворен Богом для блаженной жизни в совершенном общении с Ним, однако первые люди злоупотребили своей свободой – нарушили запрет, данный Богом и совершили первородный грех. Это случилось в результате искушений их дьяволом – ангелом Люцифером (лат. Lucifer «светоносный»), отпавшим от Бога и ставшим Его врагом. Следствием первородного греха являются страдания и несчастья, выпадающие на долю людей, включая неизбежную смерть. К первородному греху добавились и другие грехи, еще более усугубившие положение человека. От рабства греху человек не может спастись собственными силами, для этого необходима особая Божественная помощь – благодать, которую Бог дает независимо от каких-либо заслуг человека.

Пьета (Оплакивание Христа). Микеланджело. Ватикан

 

Вся человеческая история – это история спасения человечества Богом. Важный этап в истории спасения – это избрание Богом народа Израиля, с которым Он заключил завет (союз), обещав Свое покровительство, если избранный народ останется верным Ему и будет исполнять Его заповеди. Однако израильский народ часто нарушал данные Богом заповеди, в результате чего терпел поражения от других народов. Израильские пророки предсказывали, что остаток израильского народа все-таки уцелеет и придет Мессия, который спасет его.

Этим Мессией, или Христом, стал Сам Бог – Сын, принявший человеческую природу, родившийся от Девы Марии и ставший человеком Иисусом (тайна Боговоплощения). Иисус таким образом является и истинным Богом, и истинным человеком (ипостасное единство). Он смог вновь примирить людей с Богом. Во время Своей земной жизни Иисус проповедовал приближение Царства Божьего и знаками этого приближения были чудеса исцеления людей, прощение им грехов, изгнание злых духов из бесноватых. Иисус, не имея никакого греха и вины, был осуждён на смерть и умер на кресте; тем самым Он принес Себя в жертву для спасения всех людей. После смерти Иисус воскрес и вознёсся на небо к Богу Отцу (Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Господне). Своей жизнью, смертью и воскресением из мёртвых Иисус Христос искупил всё человечество – освободил его от власти греха и смерти.

Иисус Христос доверил Своим ученикам-апостолам проповедовать Его учение, совершать таинства и так распространять по всей земле принесённое Им спасение. Иисус также послал апостолам Святого Духа как помощника в их миссии (Сошествие Святого Духа). Таким образом, Церковь есть реальность Божественная и человеческая. Церковь состоит из слабых и грешных людей, таких же, как и все люди. В то же время она святая, потому что силой Святого Духа преображает этих людей и мир. Через Церковь Бог зримо присутствует в мире и люди приобщаются к Божественной жизни. Святой Дух связывает людей, принадлежащих к различным нациям, расам, культурам в новый народ Божий – Церковь. Она является Мистическим Телом Христовым: как члены тела различным образом служат друг другу и всему телу, так и каждый верующий в соответствии со своим особым призванием, данным ему от Бога, несет определенное служение для других верующих и всей Церкви, тем самым участвуя в служении Самого Христа.

Святая Евхаристия

 

Освящая мир, Церковь совершает святые таинства – видимые знаки невидимой благодати Божьей: крещение, миропомазание, Евхаристия, исповедь (покаяние и примирение), елеосвящение (елеопомазание больных), священство и брак. Каждое из таинств установил Сам Иисус Христос. Центр всей богослужебной жизни Церкви – таинство Евхаристии, в котором Иисус Христос присутствует телесным образом: хлеб и вино, не меняя своих видимых свойств, в то же время становятся Телом и Кровью Иисуса Христа; при этом в каждой частице хлеба и вина присутствует сам Иисус Христос. Участвуя в таинстве Евхаристии, верующие телесно приобщаются Самому Иисусу Христу. Спасительная благодать, присутствующая в Церкви, преображает жизнь человека, помогает ему стать учеником Христовым.

В основе христианской жизни лежит молитва – диалог между Богом и человеком, их общение в любви. В молитве христианин приучается согласовывать свою волю с волей Божьей. В то же время молитва должна быть неотделима от любви к ближним. Для христианина ближний – это любой человек, независимо от его расы, религии, национальности; Христос проповедовал любовь даже к врагам. Он требовал от Своих последователей прежде всего внутреннего обращения души, а не только формального выполнения нравственных предписаний. Идеальным примером любви к ближнему является земная жизнь Самого Иисуса, заботившегося о бедных, больных и даже о грешниках, завершившаяся добровольной смертью ради спасения всех людей.

Спасение человечества достигнет своей полноты в конце времен, когда Сам Иисус вновь придёт на Землю, воскресит духовно и телесно всех мёртвых (Воскресение мёртвых) и будет судить их по делам их (Страшный суд). То есть физическая смерть не является концом человеческой жизни. После смерти душа человека возносится в Рай, или низвергается в Ад, либо временно отправляется в Чистилище. Рай – это состояние тех, кто обрел способность совершенной любви, кто окончательно освободился от привязанности к самому себе, кто способен к полной самоотдаче ради ближнего и тем самым достиг наиболее полного уподобления Христу, Который, будучи Божиим Сыном, стал человеком и принял смерть ради спасения людей. Человек создан для Рая, представляющего собой состояние совершенного счастья, в котором ангелы и святые постоянно и непосредственно созерцают Бога – источник всякого блага и участвуют в Божественной любви, связывающей Лица Троицы. Чистилище – это состояние тех, кто не владеет совершенной способностью любить и должен еще пройти путь духовного очищения для полного общения с Богом и со святыми. Ад – это состояние крайнего одиночества, абсолютного отсутствия любви к Богу и ближнему. Такое состояние называется «вечным наказанием». Оно не желаемо Богом, а вызвано свободным выбором человека, который отрекается от Бога и тем самым навеки утрачивает возможность общения с Ним и Его святыми.

Святые в Раю, находящиеся в непосредственной близости к Богу, постоянно молятся Ему за всю Церковь и людей, содействуя их спасению (Общение святых). Среди святых исключительное место занимает Пресвятая Дева Мария.

Ченстоховская икона Божией Матери (Черная Мадонна), Польша

 

Пресвятая Мария – образец совершенной веры: когда ангел возвестил Марии, что Она станет Матерью Сына Божьего (Благовещение), Мария ответила полным согласием Своей воли с волей Божьей. В силу того, что Иисус Бог и Человек Мария справедливо именуется Богородицей. Будучи Матерью Христа, Мария – Мать Церкви и Мать всех христиан. Ради спасительной миссии Иисуса Христа Бог наделил Марию единственной в своем роде святостью с первых дней Ее жизни (Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии). Окончив Свою земную жизнь, Дева Мария достигла полного единения с Богом: она была принята Богом на небо в единстве души и тела (Взятие на Небеса Пресвятой Девы Марии; Успение Пресвятой Богородицы у православных верующих). В Католической Церкви есть догматы о Непорочном Зачатии и Взятии Пресвятой Девы Марии на Небеса, что подчеркивает Ее уникальное единство с Богом как Матери Иисуса Христа, существующее с момента зачатия и не прерванное смертью.

Святилище Богоматери Фатимской. Португалия

 

Мораль Католической Церкви основывается на всеобщем нравственном законе, который является объективным и не меняется со временем, поскольку принадлежит самой природе человека как разумного существа, сотворенного Богом. Добровольное и сознательное нарушение нравственных норм является грехом – поступком, объективно отдаляющим человека от Бога.

Ветхий Завет содержит несколько сотен запрещающих и предписывающих норм, составляющих иудейский закон. Помимо собственно нравственных норм, он включает ритуальные нормы и гражданские законы древнего царства Израиля. Основой ветхозаветного закона является Декалог (десять заповедей: Исх. 20: 2–17; Втор.5: 6–21), весьма значимый и для христианской морали. Главный принцип этического учения Иисуса Христа – любовь к Богу и ближнему, причем подлинная любовь к Богу рассматривается как неотделимая от любви к ближнему, которым для христианина является каждый человек. Под любовью к нему подразумевается не просто желание ему блага, а соответствующие поступки. Иисус толковал ветхозаветные заповеди шире, согласно их духу, а не только букве. Например, заповедь «не убивай» Он понимал не только как запрет убийства как такового, но даже как запрет гневного слова (ср. Мф. 5: 21–22). Согласно Иисусу, ритуальные предписания менее важны, чем выполнение заповеди любви, обязанностей по отношению к ближнему.

Всемирная встреча молодежи в Кракове

 

Следуя католической морали, человек должен не только совершать определенные предписанные ему поступки, но и заботиться о формировании добродетелей, то есть постоянных, устойчивых черт характера, связанных со способностью к совершению благих дел. Все добродетели – результат воздействия Бога (ср. Прем.8:7), но их формирование требует усилий и со стороны самого человека, определенных навыков, достигаемых путем повторяющихся упражнений. К главным добродетелям относят благоразумие, справедливость, мужество и воздержанность. Эти четыре добродетели играют решающую роль, поэтому их называют главными: все остальные группируются вокруг них. Важной христианской добродетелью является смирение, связанное со справедливой оценкой самого себя и пониманием того, что все человеческие заслуги в конечном итоге – дары от Бога. Смирение противоположно пороку гордыни – безудержному стремлению к самопревозношению.

Католическая Церковь всегда отстаивала высочайшее достоинство каждого человека независимо от его экономического и социального положения, национальности, цвета кожи, гражданства, образования, религии, пола: все люди сотворены по образу и подобию Божьему; за каждого человека Христос отдал Свою жизнь. Исчезновению института рабства в средневековой Европе во многом способствовали именно христианские идеалы. Начиная с эпохи Великих географических открытий, Римские Папы неизменно выступали против порабощения жителей колонизируемых территорий и подчеркивали, что обращение в христианство не должно осуществляться насильственными методами. Большая роль в борьбе с национальной и расовой дискриминацией принадлежала католическим миссионерам, добившимся, например, установления более гуманных законов в отношении индейцев, проживавших в испанских колониях в Америке. Большую роль католичество сыграло и в утверждении прав женщины. Отношение Иисуса Христа к женщинам было более уважительным, чем это предписывалось законоучителю иудейскими обычаями того времени; образ Девы Марии – первой среди святых – высоко поднял достоинство женщины в глазах христиан.

Выступая за безусловное уважение к любой человеческой жизни, Католическая Церковь считает аборт убийством и категорически его запрещает. Аналогично отношение Церкви к самоубийствам и к эвтаназии. Церковь отвергает клонирование человека как недопустимое с христианской точки зрения манипулирование человеческой жизнью.

Искупительный храм Святого Семейства. Барселона, Испания

 

Важным вопросом, находящимся в центре внимания Католической Церкви, является этика семейных отношений. Католическая Церковь благословляет и защищает брак, утверждает его священный характер и нерасторжимость (ср.Мк.10:9). Назначение семьи – стать сообществом, основанном на бескорыстной любви и взаимном уважении. Отстаивая нерасторжимость брака, Католическая Церковь призывает женатых людей быть до конца верными обету, данному друг другу. Повторный брак католика (при живом первом супруге) не исключает его из Церкви, но не позволяет ему приступать к таинству Евхаристии: этот брак уже нельзя освятить в Церкви.

Святой Папа Иоанн Павел II и святая Мать Тереза Калькуттская

 

Особое значение в деятельности Церкви получила забота о бедных и других нуждающихся, включая больных, странников, заключенных. По словам Христа, всякий человек, помогающий нуждающемуся, помогает Самому Христу, а отвергающий нуждающегося отвергает Христа (ср. Мф. 25:31–46). Уже в ранней Церкви существовал институт диаконии, целью которого была материальная поддержка малоимущих христиан (вдов, сирот и др.). В Средние века практически вся организованная помощь бедным, старикам и больным находилась в ведении церковных структур – епархий, приходов, монастырей, братств; лишь в сравнительно недавнем прошлом она перешла в компетенцию государства. Но традиция католической благотворительности активно развивается и в наше время (в частности, в деятельности международной организации «Каритас»); среди современных подвижников вспомним святую Терезу Калькуттскую, основательницу Конгрегации миссионерок Божественной любви и лауреата Нобелевской премии мира.

 

Сноски

1Lumen gentium – «Свет народам»: Догматическая конституция II Ватиканского Собора о Церкви: гл.2, ст. 13.

2Кодекс канонического права, кан.331-335.

3 Кодекс канонического права, кан.324-348.

4 Кодекс канонического права, кан. 334.

5 Кодекс канонического права, кан.207: §2.

6Главные положения вероучения изложены в  АпостольскомНикео-Цареградском и Афанасьевском Символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-ФлорентийскогоТридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщенная доктрина изложена в «Катехизисе Католической Церкви».

7-8 Vatican II Constitution Dei Verbum, кан.10 (Dei Verbum – «Слово Божие»: Догматическая конституция II Ватиканского Собора о Божественном Откровении).