История церкви

Кыргызстан

Как известно, большинство жителей Кыргызстана −это мусульмане, но так было не всегда. В раннем Средневековье (период?)в Средней Азии появились манихеи − секта, которая возникла из христианства (к примеру, в молодости манихеем был Святой Августин). Позднее в период Турецкого Каганата на этой территории широко распространилось несторианство. Оно было основано осужденным Эфесским Собором в 441 году патриархом Константинополя Нестором, провозглашающим несоответствующие католической вере взгляды относительно природы (происхождения) Иисуса и Божественного материнства Марии. Преследуемые Византийской Империей несториане переселились в Персию (ныне Иран), а позже распространились среди многочисленных турецких и монгольских народов. Даже некоторые из монгольских ханов симпатизировали несторианам и позволяли им крестить своих жен и детей. Христианами-несторианами стали, например, кереиты, онгуты и уйгуры. Во время одной из войн Византийской Империи с турками, византийцы к своему огромному удивлению замечали, что на лбах их врагов нарисованы кресты. Еще раньше несторианами стали согдийцы. Это народ, вышедший из Средней Азии, занимался в основном купечеством и основывал на протяжении всего Шелкового Пути свои города. Наконец, несториане добрались до Китая, где в 745 году были официально признаны  властями.
В те времена?(период) по всей Средней Азии кочевнические племена беспрерывно странствовали и воевали друг с другом, поэтому часто трудно определить, где именно тогда проживал какой-либо народ и в связи с этим трудно также сказать, сколько христиан-несториан жило на территории, где сейчас располагается Кыргызстан. Однако до наших дней сохранились на Шелковом Пути их монастыри и склепы, как, например,  караван-сарай  Таш-Рабат. В Чуйской долине сохранился даже склеп Армянского епископа.
В XIII-XIV веках, в период монгольских завоеваний, в Средней Азии появились католики-миссионеры и послы Римских Пап к ханам. Первым из них был итальянец архиепископ Джованни дель Плано Карпини (он находился у хана в 1246-1247 годах) и францисканец Гильома де Рубрука (1253-1255). В 1278 Папой Николаем III была основана Кипчакская епархия, которая от хана  Монке-Тимура, наследника Берке, получила обширные привилегии. Наконец, воспитанный в духе христианства хан Кубилай, хотя сам и не был окрещен, попросил у Римского Папы через прославленного купца и путешественника Марка Поло, чтобы тот прислал католических священников в столицу Пекин. С этой миссией был прислан францисканец  Джованни Монтекорвино, который стал в 1289 году первым архиепископом в завоеванном Монголами Китае. Таким образом, католические монахи смогли заниматься миссионерской деятельностью среди народов Азии. Монтекорвино окрестил среди прочих и монгольского князя Коргуза (называемого также Киргизом). Этот хан раньше был несторианцем и ему было дано имя Георгий, поэтому одно из объяснений названия этнической группы киргизов это «народ Святого Георгия». Надо заметить, что эту теорию подтверждает чрезвычайное сходство представления национального героя Киргизов и святого Георгия в иконографии: воин на лошади с драконом.
В то же самое время (? когда) ильханы − монгольские правители Персии и Ирака также приобщились к христианской вере и даже организовали свой поход на Священную Землю, чтобы освободить ее от посягательств мусульман. Ильхан Абага в 1268 году даже высылал письма Римскому Папе Клименту  IV и Римскому Папе Николаю III (кто он?), в которых предлагал организовать общий Крестовый поход против египетских мамелюков. К сожалению, со временем деятельность несториан и католиков среди турецких и монгольских народов ослабла.
В наше время первые католики появились в Кыргызстане на исходе XIX века. Ими были немецкие переселенцы в Таласе, а также поляки: офицеры и служащие царской службы, предприниматели и инженеры. Многие из них были потомками поляков, сосланных на эти земли еще во времена восстаний за независимость Польши, другие− приезжали в Кыргызстан с надеждой на лучшую жизнь. В Оше в 1897 году 15% жителей европейских национальностей были католиками. В ту пору в Киргизии не было своего католического прихода, и только время от времени сюда  приезжали священники из Ташкента. После Октябрьской революции в Киргизию опять стали прибывать ссыльные католики. Ими были раскулаченные немцы с Волги, поляки с восточной Украины и раскулаченные украинцы греко-католики. После нападения Гитлера на Советский Союз прошла самая большая волна ссылок. Это были, прежде всего, волжские немцы,  поляки с восточных границ Польши, литовцы, корейцы с Дальнего Востока и в конце войны украинцы-грекокатолики из Западной Украины. Численность католиков в то время была представлена  десятками тысяч.
Когда в 1941 году в Джалал-Абаде началось формирование V польской пехотной дивизии генерала Андерса, то там в это время также открылся и  Костел, где католические священники совершали пастырское служение для  польских солдат и их семей. Большинство тех людей покинуло Киргизию во время или сразу после окончания Второй Мировой Войны.
До середины 1950-х годов религиозная жизнь католиков Кыргызстана проходила «подпольно». Священников не было, так как большинство из них оказалось в ту пору в лагерях или колониях поселения. В 1955 году самая большая община католиков (немцев) в Киргизии, которая проживала в селе Люксембург, впервые попыталась получить официальную регистрацию. В то время в Кыргызстане существовали общины католиков —  во Фрунзе, Токмаке, Канте, Джалал-Абаде, в селах Октябрьское, Винсовхозе и других населенных пунктах. Во второй половине 1950-х годов в село Люксембург приехал после освобождения из лагеря литовский священник Aнтоний Шишкявичус. Под его руководством в 1961 году прихожане во второй раз пытались официально зарегистрировать приход в Люксембурге и, в случае отказа, грозили властям организацией „марша и бунта”. Реакция властей была однозначна: Отец Шишкявичус оказался вновь арестован, нескольких самых активных  прихожан сослали на юг республики, а часовня была ликвидирована.

В 1960-х годах в Советскую Киргизию  прибыл Прелат Михаил Келлер, бывший узник лагерей, последний из живущих в Советском Союзе священников Тираспольской (Саратовской) епархии, расположенной на юге России и состоящей в основном из немцев. Отцу Михаилу Келлеру удалось в 1969 году, наконец, не только зарегистрировать приход св. Архангела Михаила во Фрунзе (Бишкеке), но также и выстроить существующий до сегодняшнего дня костел на улице Васильева, 203. С годами прихожан становилось все больше. По официальным данным католиков было несколько сотен, и приезжали они в Бишкек из самых отдаленных мест республики. В ту пору в приходе работал также отец Богдан Тодавчич, украинец, греко-католический монах-базилианин, который после смерти прелата Келлера в 1983 году стал приходским священником. Почти 100% прихожан в ту пору составляли немцы, поэтому Святые Мессы проводились на немецком языке. На ежедневной Святой Мессе молились около 20-30 верующих. В год таинство Крещения принимали более ста верующих;  это означает, что прихожан было несколько тысяч. Советская власть и КГБ старались, как можно больше контролировать жизнь Прихода, в том числе, пытались  вербовать среди прихожан доносчиков, и старались изолировать молодежь от Прихода. В этот период  Фрунзе (ныне Бишкек) стал главным центром Католицизма в советской Азии (рядом с Карагандой).
В 1980-х годах Киргизию начали массово покидать немцы, и постепенно приход во Фрунзе (Бишкеке) становился многонациональным. Вскоре Святую Мессу начали проводить на русском языке. В 1989 году в Бишкеке начал служить священник-иезуит отец Николай Мессмер.

В 1991 году после установления Апостольской Администратуры в Караганде, которую  возглавил епископ Ян Павел Ленга, приход в Бишкеке стал частью  этой Апостольской Администратуры. В 1997 году Отца Николая сменил священник-иезуит отец Александр Кан, а в 1999 году Католическая церковь в Кыргызстане как Missia Sui Iuris(Миссия Суи Юрис) стала подчиняться непосредственно Римскому Папе. В 2006 году Папа Бенедикт XVI учредил в Кыргызстане Апостольскую Администратуру, Первым епископом которой стал отец Николай Мессмер. Позднее, в 2016 году, после кончины  отца Николая Мессмера Апостольскую Администратуру возглавлял священник-иезуит отец Янез Михельчич. В августе 2017 года Папа Римский Франциск назначил Апостольским Администратором Католической Церкви в Кыргызстане священника-иезуита отца Энтони Джеймса Коркорана.
В Кыргызстане работают несколько священников-иезуитов, брат-иезуит, два епархиальных священника  и несколько сестер-монахинь из конгрегации Школьных сестер св. Франциска. В Бишкеке также находится дипломатическое представительство Ватикана:  Апостольская Нунциатура. Папский нунций постоянно пребывает в Астане.

Кроме служения в Главном приходе св. Архангела Михаила в Бишкеке, священники и сестры-монахини посещают около 30 разбросанных по всей стране католических общин, которые насчитывают от нескольких человек до нескольких  десятков верующих. Часовни находятся в г.Таласе и г.Джалал-Абаде (где постоянно проживают священники и сестры-монахини), а также в селе Камышановка и городе Ош. В остальных населенных пунктах богуслужения проходят в частных домах у верующих католиков: в с.Сокулуке, с.Беловодском, г.Чалдоваре, с.Джаны-Джере, с.Октябрьском, с.Военно-Антоновке, с.Ат — Баши, с.Ивановке, Станции Ивановка, с.Люксембурге, с.Садовом, с.Тузе, с.Серафимовке, г.Караколе. Католики регулярно посещают Детские Дома, Дома инвалидов, Дома для престарелых, места заключения осужденных.

Брат Дамиан Войцеховский ОИ

Радиопередача: «История Католической Церкви в Кыргызстане —
Отец Ремигюш Кальски»

Евгений Стариков

Биографии: