В Католической Церкви различают две раздельные категории поста: собственно пост и воздержание.
Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день только тремя: одна полноценная трапеза, и две неполные (перекусы), без регламентации рода принимаемой пищи (при этом воду, чай и другие «ненасыщающие напитки» можно принимать без ограничений).
Воздержание означает воздержание в этот день от вкушения мяса.
Действующий устав поста, как и многое другое в жизни Католической Церкви, определяет Кодекс Канонического Права (Глава II. Покаянные дни):
Кан. 1249. Все верные Христу, и каждый из них по-своему, в силу Божественного закона обязаны совершать покаяние. Но для того, чтобы все они соединились друг с другом, совместно совершая покаяние, предписываются покаянные дни, когда верные Христу должны особым образом предаваться молитве, исполнять дела благочестия и милосердия, отрекаться от самих себя, верно исполняя свои обязанности, но прежде всего — соблюдая пост и воздержание по нормам нижеследующих канонов.
Кан. 1250. Покаянными днями и периодами во вселенской Церкви являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста.
Кан. 1251. Воздержание от мяса или других видов пищи согласно предписаниям конференции Епископов следует соблюдать во все пятницы всего года, кроме тех, на которые приходится то или иное торжество. Воздержание же и пост обязательны в Пепельную Среду, а также в пятницу Страстей и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Кан. 1252 Закон воздержания обязателен для тех, кому исполнилось четырнадцать лет, а закон о посте — для всех совершеннолетних лиц, вплоть до начала шестидесятого года жизни. Однако пастырям, а также родителям следует позаботиться, чтобы и те, для кого в силу более юного возраста закон поста и воздержания ещё не обязателен, воспитывали в себе подлинное чувство покаяния.
Кан. 1253 Конференция Епископов может точнее определить порядок соблюдения поста и воздержания, а также полностью или частично заменить пост и воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия.