ДУХОВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
А что после духовных упражнений?
Забота о самостоятельном развитии духовной жизни
В мире, в котором человек обитает, он ищет Бога, и на этом пути он получает от Бога чудесные дары, которые помогают расти духовно и становиться всё более зрелым человеком. Среди обилия этих даров можно обратить особое внимание на некоторые из них: различные способы внимать Божьему слову, жизнь таинствами, деяния любви, община, духовное руководство, здравый аскетизм, апостольская вовлечённость в современный мир.
Как продлевать и углублять на практике опыт пережитых духовных упражнений, чтобы продолжать духовно развиваться?
Заботиться о продолжительной ежедневной молитве. Не взирая на совершаемый этап Духовных упражнений, по его завершении упражняющемуся предлагается прежде всего заботиться о продолжительной ежедневной молитве. Для получения лучших плодов размышлений и созерцаний данного этапа полезно снова и снова практиковать их в повседневности.
Принимая во внимание собственный ритм жизни, нужно выбрать наиболее подходящее время и место для продолжительной молитвы. Опыт учит нас, что лучшее время для молитвы – это раннее утро, когда наш разум и тело ещё не отягощены делами всего дня. А если бы ежедневная продолжительная молитва по каким-то причинам оказалась невозможной, следует усиленно постараться, чтобы хотя бы в воскресенье найти значительное время для молитвы.
Делать игнатианское испытание совести. Пятнадцатиминутное игнатианское испытание совести, обычно практикуемое на завершение дня, это исключительный инструмент развития наших отношений с Богом. Святой Игнатий придавал ему огромное значение для развития духовной жизни. Мы учимся испытанию совести и практикуем его во время духовных упражнений, а после них продолжаем пользоваться им в повседневной жизни, чтобы вместе с Марией и по её заступничеству учиться распознавать то великое, которое сотворил нам Всемогущий в день сей, и отвечать любовью на Любовь.
Распознавать время Бога и Его благодати. В школе святого Игнатия Лойолы испытание совести – это практический путь духовного распознавания, на котором человек учится замечать Божьи призывы. Практика духовного распознавания в жизни тесно связана с заботой о духовной жизни и готовностью внимать Святому Духу. Духовное распознавание является важным инструментом, который нужен нам, как пишет Папа Франциск, «чтобы мы могли быть готовыми разглядеть времена Божьи и Его благодать, не упустить вдохновений Господа и не пропустить Его призыва к росту». Посему духовное распознавание – это не только метод, но и стиль жизни. «Если мы с доверием просим о нём у Святого Духа, и одновременно стремимся развивать его при помощи молитвы, размышлений, чтения и доброго совета, наши духовные возможности в этом отношении непременно возрастут» (Папа Франциск).
По возможности пользоваться даром духовного руководства. Во время Духовных упражнений упражняющийся ежедневно разговаривает со своим духовным руководителем, который помогает ему открывать его сердце перед Господом Богом. В каждом духовном руководстве в конце концов важно то, чтобы «предоставить непосредственно действовать Творцу с творением, а творению – с Творцом и Господом своим» (Духовные упражнений, номер 15).
Поискать подходящую молитвенную общину. Община верующих людей – это огромный дар Бога на пути духовного развития. Поэтому, независимо от приходской общины, имеет смысл включиться в деятельность наиболее подходящей для конкретного человека и более тесной молитвенной общины, чтобы в ней встречаться с Иисусом. Ибо Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф 18, 20).
Позаботиться о духовном чтении. Хорошее чтение, которое углубляет наши знания о Боге, о нас самих, о взаимоотношениях, также имеет большое значение для развития духовной жизни. Подбор соответствующих книг после духовных упражнений должен быть вдохновлён тем, что упражняющийся пережил на данном их этапе.
Участвовать в конференциях, семинарах и курсах, касающихся духовной жизни. Как и в случае с чтением, участие в различных конференциях или курсах выходного дня, организуемых в различных центрах духовных упражнений, должно быть формой углубления пережитого опыта.
Углублять веру путём обучения в области богословия и христианской духовности.
Подготовлено Институтом Игнатианской Духовности при Collegium Bobolanum Папского Богословского Факультета в Варшаве.