Католики в Кыргызстане: как им живется в азиатской стране
Как католики появились в Кыргызстане? Каковы условия их проживания в среднеазиатской стране? Об этом и многом другом «Азаттык» побеседовал с главой католиков Кыргызстана Янезом Михельчичем.
“Азаттык”: Проведите для нас краткий экскурс в историю католицизма? Кто они — католики?
Янез Михельчич: Многие люди не знают, что католики тоже христиане. Все, кто верит в Христа, являются христианами. Если простыми словами, то католическая — это западная церковь. Римская церковь. Тысячу лет назад произошло расхождение между Царьградом и Римом — исключительно по политическим причинам. С тех пор православие и католичество идут каждое своим путем. Но тысячу лет мы были едины.
«Азаттык»: Как католики оказались в Кыргызстане?
Янез Михельчич: В 1941 году, когда немцев ссылали из Европы в Азию и Сибирь, сюда приехало много немцев. Не только католиков, но и лютеран. Наверное, лютеране составляли немногим больше их половины, остальную часть – католики. После 1953 года они запросили регистрацию. Им долго отказывали в этом, но в 1969 году немцы в Кыргызстане добились ее. В том же году в стране появилась первая католическая церковь. Это был обычный дом, который немного расширили.
“Азаттык”: Как изменилась ситуация после обретения Кыргызстаном независимости?
Янез Михельчич: Большая часть немецкого населения уехала. Более 10 лет назад посол Германии привел данные, что раньше здесь жило свыше 140 тысяч немцев, на тот момент осталось в 10 раз меньше — 14 тысяч. Сейчас, наверное, их около 10 тысяч. Но не все они католики. Как я уже говорил, при переселении более половины составляли лютеране. Среди католиков есть еще поляки, украинцы, латыши и представители других стран Прибалтики.
Точного числа мы не знаем, но полагаем, что по Кыргызстану насчитывается около 500 граждан, исповедующих католицизм. Цифра эта, возможно, не уменьшается. К нам приезжают иностранцы. По воскресеньям у нас проходит служба на английском для иностранцев. Очень много сейчас на нашу мессу приходит филиппинцев. По Кыргызстану у нас три церкви – в Бишкеке, Таласе и Джалал-Абаде.
«Азаттык»: Где вы сами росли, учились?
Янез Михельчич: Родом я из Словении, родился в семье католиков. После школы учился в семинарии, далее меня послали на учебу в Рим. Затем половину своей жизни – 29 лет я провел в Японии. Работал в университете, преподавал русский язык. Здесь, в КРСУ, преподаю японский.
«Азаттык»: Молодежь ходит в церковь? Как много людей собирается на молебны?
Янез Михельчич: Есть немало молодых католиков из немецких и польских семей. На воскресную мессу приходят 60-70 человек, на Пасху собирается в два раза больше людей. Это – главный праздник всех христиан, день, когда Иисус воскрес после распятия. Есть некоторая разница в календаре и интерпретациях, поэтому иногда разница в праздновании Пасхи у католиков и православных христиан может доходить до месяца.
«Азаттык»: Каковы особенности жизни и быта католиков в Кыргызстане? Могут они сочетаться браком с представителями другой веры?
Янез Михельчич: Бывает, но очень редко. Очень трудно построить отношения при межкультурной разнице. Это точно так же, как представители нацменьшинств строят семьи внутри своих сообществ. Есть, конечно, межэтнические и межрелигиозные браки. Но такие случаи редки.
«Азаттык»: Как вы оцениваете религиозную политику страны? Как себя чувствуете в Кыргызстане, где есть свобода вероисповедания, демократия и либеральные отношения?
Янез Михельчич: У нас особых проблем нет. Мы – представители мировой религии. Понятно, что у государства трудности с религиозным радикализмом и экстремизмом. Может быть, многие не понимают эту разницу – кто радикал, кто экстремист, а кто обычный верующий.
Перевод с кыргызского. Оригинал статьи здесь.