Отец Богдан Юрий Тодавчич

Страдалец за Христа

отец Богдан Юрий Тодавчич (ЧСВВ)

1923 † 1992

Георгий Иванович (Богдан – Готлиб)  Тодавчич родился 9 марта 1923 года в селе Малый Раковец [1] Иршавского района, в Закарпатской области Украины. У отца Богдана было трудное детство. Мать умерла, когда он был в таком возрасте, что  едва её помнит, а братьев и сестёр осталось восемь. Часто не было еды, жили впроголодь, и, как рассказывал отец Богдан, ему приходилось красть  по картофелине из дома, чтобы где-нибудь у соседей её испечь. По этой причине можно легко понять чрезвычайную бережливость, скромность, свойственную отцу Богдану. Он сразу замечал какую-нибудь  вещь, еще пригодную для использования, прибирал её, чтобы затем кому-то отдать.  Сам же он жил так бедно, что после его смерти почти не осталось никаких вещей, кроме пары книжек. Ел он обычно один раз в день вечером. Отец Антоний Станканинец (ЧСВВ) [2], с которым он затем служил в Казахстане, говорил, что отец Богдан десятки лет жил на одной картошке, которую сам варил, и на сухом хлебе, с которым ее употреблял.

Богдан Тодавчич окончил школу в селе Белки, затем поступил в реальную гимназию в 1939 году. В 1944 году окончил реальную гимназию в Хусте [3], после поступил в новициат ордена василиан в Мукачеве. Монашеские обеты сложил 7 апреля 1946 года, приняв монашеское имя Богдан (по-немецки – Готлиб). Учился в духовной семинарии при монастыре василиан в Мукачеве, один год изучал богословие под руководством отца Антония Станканинца (ЧСВВ) и отца Антония Мондика (ЧСВВ).   

25 марта 1947 года под давлением советских властей был вынужден вместе с другими монахами переехать в Имстичевский [4] монастырь василиан, где находился до апреля 1950 года, когда закрыли монастырь. Потом опять под давлением властей был вынужден покинуть монастырь, но продолжал тайно готовиться к рукоположению в священника. Затем работал в садоводческом совхозе в Вышкове и какое-то время в санатории Нанково возле Хуста.  С 1951 по 1967 год работал бухгалтерским служащим.  

Блаженный Николай Чарнецкий (1884 † 1959)

11 февраля 1958 года Богдан Тодавчич был рукоположен в сан священника одновременно с Христофором Маргитичем (ЧСВВ) во Львове; рукополагал их епископ Николай Чарнецкий [5].  

С 1958 по 1974 год отец Богдан совершал нелегально священническую работу. Как подпольный священник отец Богдан постоянно служил в  Хустском Римско-Католическом приходе до своего добровольного переезда в Казахстан в 1967 году, где уже находились священники из Закарпатья (отец Антоний Станканинец и отец Христофор Маргитич), они вместе служили немецким католикам. 1 ноября 1967 года он выехал в г. Щучинск [6] Кокчетавской области, в Казахстане. Среди греко-католических священников отец Богдан поддерживал связь с отцом Антонием Станканинцем, епископом Йосафатом Федориком [7] и часто виделся с епископом Александром Хирой.

Епископ Йосафат Федорик (1897 † 1979)

Отец Богдан Тодавчич проповедовал Слово Божье на восьми языках.  С 14 января 1968  до 29 августа 1969 года официально работал разнорабочим в Боровском  техникуме.  Затем в 1969 году отец  Богдан переехал в Макинск,  где с 1969 по 1974 год  работал столярным рабочим.  

Отец Антоний Станканинец ЧСВВ (1905†1999)

В 1969 году во Фрунзе прелату Михаилу Келеру [8] удалось официально зарегистрировать католический приход святого Архангела Михаила. С течением времени, в жизни католиков в стране произошли большие перемены. На момент приобретения дома под католическую церковь, в стране насчитывалось 8 общин католиков (насчитывающих примерно 600 членов). Практически все группы католиков были членами зарегистрированного католического прихода в городе. В 1973 году у отца Михаила случился тяжелый инфаркт миокарда, полностью сбивший его с ног. Тогда ему позволили пригласить викария. «Но выбор был слишком мал. Из наших священников уже никого не осталось, меня отговаривали просить священника из Балтики, ссылаясь на ненадежность. Даже здесь среди трудящихся священников нашего народа я мог выбрать только одного, который был в то время принят рабочим на лесопилку в Макинске [9]. Пришлось приложить много усилий, пока его допустили к регистрации, так как он происходил из так называемых униатов в Закарпатской области. Это был монах по имением Георг Тодавчич, но чаще его звали  Готтлиб (монашеское имя), он образованный священник и  сравнительно неплохо говорит по-немецки, хорошо на русском, на чешском и на венгерском языках» [10].

Прелат Михаил Келер (1897 † 1983)

В 1974 году прелат Михаил Келер предложил отцу Богдану переехать в  Киргизию и пообещал ему выхлопотать разрешение властей служить священником в приходе во Фрунзе. Отец Богдан был очень рад такой возможности и так переехал во Фрунзе (Бишкек). Отец Михаил Келер в своих «Воспоминаниях» записал: «Уже восемь лет как мы успешно работаем вместе в Церкви. Поскольку люди живут разбросанно среди разных конфессий и национальностей в городах и деревнях, то уже невозможно, чтобы священник посещал их дома. Таким образом, наша основная работа сосредоточена в приходской Церкви» [11].  

В ноябре 1976 года отец Иосиф Свидницкий, прозванный за свою миссионерскую службу «аэромонахом», приехал в Кустанай вместе со своим помощником, а оттуда их путь лежал в Караганду, Алма-Ату и Фрунзе. «На всех этих территориях проживали немцы, сосланные из Поволжья и Украины. Кокчетавская и Целинноградская область – фигурировали украинские поляки, сосланы сюда со времён раскулачивания из Хмельницккой и Житомирской областей. Привезли их в товарняках. Выгрузили в степь. Люди копали землянки и обустраивали свой быт» [12]. Из Алма-Аты они приехали во Фрунзе, где встретились с патером Михаилом Келером и отцом Богданом Тодавчичем.  «Патер Готлиб, так звали его все немцы, выглядел всегда на нищего, носил то, что находил на свалке. Если Прелат прикажет одеть новое, сделает, но не надолго. В течение недели кому-либо подарит, а сам оденет старое. Ел он один раз в день, в 10 часов вечера. Сам варил траву, корни, и что-то ещё примешивал. Главное, утверждал он, чтобы было много витаминов в пище. Нигде и никто не мог ему приготовить по его вкусу обед. Послушание было для него законом; ну а больных всегда находил, как многие шутили, нюхом. Ему не нужен был транспорт. Часто такси догоняло его уже на полпути к больному, если не последили за ним сразу после мессы. Будучи на севере Казахстана, он мог, как мне говорили, рискуя жизнью, к больному за 8 км добираться по снегу до колен. Во Фрунзе все бабушки фанатично употребляли освящённую воду, особенно, когда месса была за умерших. Каждая бабушка должна была окропить трижды перед собой место, воображая могилку своего близкого. Прелат просил не приносить с собой бутылочек, но это мало помогало. Отец Готлиб собирал массово бутылочки, возвращаясь вечером домой, мыл их, и наполненные освящённой водой, расставлял в скамейки для каждой бабушки. Вечная ему память» [13].

С 1975 по 1990 год  отец Богдан Тодавчич легально служил священником во Фрунзе (Бишкеке), в Киргизии. В 1975-1983 годах был викарием прихода. После смерти прелата Келера Михаила Яковлевича 28 февраля 1983 года, с 1983 по 1990 год служил настоятелем прихода святого Архангела Михаила во Фрунзе (Бишкеке).

В 1989 году во Фрунзе (Бишкек)  прибыл новорукоположенный священник Николай Мессмер (ОИ), который впоследствии заменил отца Тодавчича на посту настоятеля после его выезда на Украину. Отец Богдан был очень рад приезду отца Николая, практически сразу ему сказал:  «Я пробуду здесь еще год, а потом уеду». Так и произошло.

Епископ Николай Мессмер ОИ (1954 † 2016)

18 марта 2006 года Папа Бенедикт XVI учредил в Кыргызстане Апостольскую Администратуру и её Апостольским Администратором был назначен Николай Мессмер ОИ (он служил настоятелем прихода в Бишкеке с 1989 по 1997 год).  2 июня 2006 года Николай Мессмер был рукоположен в сан епископа.  Епископ Николай Мессмер с большим почтением рассказывал прихожанам об удивительном отце-василиание Богдане Тодавчиче, его аскетизме, нищете духа. У отца Богдана Тодавчича была железная кровать, которая стояла на улице под сделанным им самим навесом  (за домом настоятеля в котором он жил), и на этой кровати он спал до холодов. Готовил пищу себе сам, верный исповедник, очень сдержанный, терпеливый, добрый с  людьми.

Летом 1990 года отец Богдан вернулся в Закарпатье в село Белки. С 5 сентября 1990 года он проживал по адресу: Имстичевский монастырь святого Архангела Михаила, Иршавский район, Закарпатская область. В Имстичевском монастыре пробыл недолго, так как там шла тогда борьба – или в монастыре будут жить монахи, или его заберет священник. Хотя отец Богдан уже тяжело болел, он не давал себе покоя.  Кроме того, постоянно  тосковал по немецким католикам, которых считал идеальными христианами. Затем священник вернулся в село Белки, потому что в Имстичевском монастыре стало неспокойно. Далее отец Богдан перешел в монастырь в село Боронява [14], который был возрожден благодаря его активному участию. Каждый день совершал богослужение.

Боронявский монастырь. Икона Иоанникия Базилевича в Боронявах [15]

В 1990-е годы для местных греко-католических верующих Закарпатья начались существенные изменения в свободе вероисповедания. В конце 1990 года храм и монастырь в поселке Боронява был возвращен в аварийном состоянии настоящим владельцам. С начала 1991 года отец Богдан Тодавчич, а позже отец Теодосий Сочка возобновили василианскую общину. 8 апреля 1991 года чудотворная икона Богородицы Иоанникия Базилевича  была торжественно перенесена из Хуста в монастырскую церковь Боронявы. Во времена атеизма ее хранили преданные своей церкви миряне.

В Белках верующие очень уважали отца Богдана за его глубокие и содержательные проповеди и за его великую любовь к молитве. Последние месяцы жизни он провел большей частью в больнице, хотя уже не мог служить, но причащался каждый день. 25 августа 1992 года отец Богдан Тодавчич скончался в селе Белки [16], в Закарпатье, на 69 году жизни, 46 году монашеского служения и 35-м году священства.  

В прощальном слове об отце Богдане Тодавчиче настоятель монастыря отметил:

«Вы сами видели, как он умирал, словно подвешенный на гвоздях Голгофского креста; ибо он хотел быть рядом с умирающим Христом, в бескровной жертве Которого черпал силу каждый день своей жизни».

 Похоронная служба прошла очень торжественно в храме с. Белки 26 августа, а 27 августа прошло погребение отца Богдана на кладбище возле Имстичевского монастыря.

Могила отца Богдана Тодавчича

Сноски и примечания

[1] Малый Ра́ковец – село в Белковской сельской общине Хустского района Закарпатской области Украины.

[2] Августин Антоний Станканинец (1905–1999) – греко-католический священник, василианин. В 1949 г. был осужден на 25 лет лишения свободы за  организацию «антисоветской волынки», а также за проведение «нелегальных собраний студенческой молодежи, которую под прикрытием обучения религии, обрабатывает в антисоветском духе». Был направлен в лагеря ГУЛАГа Казахской ССР, где его труд использовался на различных строительных работах в пос. Рудник и городах Джезказган и Экибастуз. 28 июля 1957 г. о. Антоний был освобожден из-под стражи, но ему запретили возвращаться домой. Тогда он поехал в Караганду, где в то время находились так же священники Мукачевской греко-католической епархии: епископ Александр Хира, капитульный викарий Мукачевской епархии о. Николай Мурани и о. Стефан Бендас. Посещал верных во Фрунзе (Бишкек) и Канте.

[3] Хуст – город областного значения в Закарпатской области Украины, расположен в Мармароской котловине, в месте впадения реки Рика в Тису, что у Красной Скалы.

[4]Старинный василианский монастырь (основан во 2 пол. XVII века);  стоит в Имстичево на горе Бокочовица, над живописной долиной реки Боржава в Закарпатье.

[5] 27 октября 2019 года в кафедральном соборе Преображения Христова в городе Коломыя после богослужения епископ Василий Ивасюк прочитал Декрет о провозглашении блаженного Николая Чарнецкого покровителем Коломыйской Греко-Католической епархии. Великий мученик за веру Христову родился 14 декабря 1884 года в с. Семакивцы Городенковского района нынешней Ивано-Франковской области на Украине. 27 июня 2013 года в родном селе Николая Чарнецкого епископ Василий Ивасюк совершил освящение храма в его честь и дал начало паломничеству. 

[6] Щу́чинск – город районного подчинения, центр Бурабайского района Акмолинской области Казахстана.

[7] Йосафат Федорик (1897 – 1979) – греко-католический епископ, василианин. В 1946 г. был осужден по статье 54-10 УК УРССР на 6 лет ИТЛ и 2 года лишения гражданских прав с конфискацией имущества. 25 марта 1947 г. приговор был отменен и дело прекращено. После освобождения приехал во Львов. В 1952 г. о. Иосафата Федорика снова арестовали и затем осудили к 25 годам ИТЛ и 5 лет лишения гражданских прав с конфискацией имущества за то, что организовывал работу подполья УГКЦ. Наказание отбывал в лагерях Воркуты, затем Новокузнецке. В  1960 г. отец был освобожден (без права проживать на Украине), переехал в Киргизию, во Фрунзе, где ревностно исполнял пастырские обязанности. В 1964 г. в Караганде епископом Александром Хирой и епископом Василием Величковским был тайно рукоположен в сан епископа. В 1967 году вернулся на Украину.  

[8] В 1960-е годы в Казахстане и Сибири священник Михаил Келер (1897–1983) тайно служил для ссыльных католиков и несколько раз посетил верующих в Киргизии, которые долгое время не могли зарегистрировать общину и не имели священника. 14 июля 1967 года он получил разрешение на проживание в столице Киргизии – г. Фрунзе, куда и переехал из г. Мерке (Казахстан).

[9]Макинск  – город, административный центр Буландинского р–на Акмолинской обл. Казахстана.

[10] Воспоминания прелата Михаила Келера. – Бишкек, 2019. – С. 27.

[11] В 1960-е годы в Казахстане и Сибири священник Михаил Келер (1897–1983) тайно служил для ссыльных католиков и несколько раз посетил верующих в Киргизии, которые долгое время не могли зарегистрировать общину и не имели священника. 14 июля 1967 года он получил разрешение на проживание в столице Киргизии – г. Фрунзе, куда и переехал из г. Мерке (Казахстан).

[12] Прелат Иосиф Свидницкий. Пастырскими тропами. – Винница: О. Власюк, 2007.  – С. 118.

[13] Прелат Иосиф Свидницкий. Пастырскими тропами. – Винница: О. Власюк, 2007. – С. 123–124.

[13]Бороня́ва –село, входит в Хустскую городскую общину Хустского р–на Закарпатской обл.Украины. 

[15] Обитель основана  в 1716 году. Монахи несколько десятилетий жили в пещерах в лесу недалеко от монастыря, хотя уже была построена деревянная церковь и небольшой монастырский дом. Одному из них, как предполагают, явилась Матерь Божья. Потом, после его рассказа, Богородицу нарисовал на полотне иеромонах Иоанникий Базилевич и подарил монастырю на праздник Благовещения в 1785-м году. 

[16] Бе́лки –  село в Хустском районе Закарпатской области Украины, административный центр Белковской сельской общины. 

[17]Отец Павел (Пётр) Мадяр ЧСВВ был настоятелем василианского Имстичевского монастыря в 1992–1994 гг. 

ТОДАВЧИЧ (TNODAWTSCNISCH)

Георгий (Geоrgi) (Готлиб-Богдан) ЧСВВ (василианин, греко-католик)

Биографическая справка

Тодавчич Георгий Иванович родился 9 марта 1923 г. в с. Малый Раковец Иршавского района, Закарпатской области. Украинец. В 1944 г. окончил реальную гимназию в Хусте.  Вступил в Мукачевский монастырь василиан и 7 апреля 1946 г. сложил монашеские обеты. Принял монашеское имя Богдан (по-немецки – Готлиб). Учился в духовной семинарии при монастыре василиан в Мукачеве. В марте 1947 г., под давлением коммунистических властей, был вынужден вместе с другими монахами переехать в Имстичевский монастырь василиан. Также под давлением властей был вынужден покинуть монастырь, но продолжал тайно готовиться к рукоположению в священники.  

С 1951 по 1967 гг. работал бухгалтерским служащим.

11 февраля 1958 г. был рукоположен в сан священника во Львове епископом Николаем Чарнецким.

С 1958 по 1974 г. священническую работу совершал нелегально. Не был судим.

В 1967 году переехал в Казахстан (Караганда). Среди греко-католических священников о. Богдан встречался с о. Антонием Станканинцем, епископом Йосафатом Федориком и часто виделся с епископом Александром Хирой.

1 ноября 1967 г. выехал в г. Щучинск Кокчетавской области  Казахстана. Отец Тодавчич с 14 января 1968 г. до 29 августа 1969 г. официально работал разнорабочим в Боровском техникуме. 

В 1969 г. о. Богдан переехал в Макинск,  где в 1969-1974 гг. работал столярным рабочим.  

В 1974 г. прелат Михаил Келер предложил о. Богдану переехать в г. Фрунзе (Бишкек.) в Киргизии и обещал ему выхлопотать разрешение властей на пастырское служение в приходе. Так отец Богдан переехал служить во Фрунзе. Отец Богдан Тодавчич проповедовал Слово Божье на восьми языках.

В 1975 по 1990 год о. Богдан (Готлиб) Тодавчич легально работал священником в г. Фрунзе, Киргизии. В 1975-1983 гг. был викарием католического прихода св. Архангела Михаила во Фрунзе. В 1983-1990 гг., после смерти настоятеля Михаила Келера, стал настоятелем прихода. В 1989 г. во Фрунзе приход прибыл новорукоположенный священник Николай Мессмер (ОИ), который впоследствии заменил о. Тодавчича на посту настоятеля после его выезда на Украину.

8 июня 1990 г. о. Богдан Тодавчич приехал из Фрунзе в Закарпатье. С 5-го сентября 1990 года проживал по адресу: Имстичевский монастырь св. Михаила, Иршавский район, Закрпатская область.

Позднее о. Богдан Тодавчич переехал в Боронявский монастырь, который был возрожден благодаря его активному участию. Каждый день о. Богдан совершал богослужение.

25 августа 1992 г. о. Богдан Тодавчич скончался в Боронявском монастыре  с. Белки. Похоронен 27 августа 1992 года  на кладбище Имстичевского монастыря в Закарпатской обл. Украины.