Верный слуга Божий
отец Антанас (Антоний) Шяшкявичюс ОИ
Священник-иезуит Антанас Шяшкявичюс сказал о своей жизни так: «Не значимыми деяниями я отличился, а тюрьмами. Прискорбно выгляжу в глазах добрых людей: “Этот человек не вылезает из тюрьмы”. … Не так уж важно, что говорят люди. Важно то, что думает обо мне Христос. Он знает, что я старался быть хорошим священником, иезуитом, хотя и проявлял слабости. Господь видел добрую волю, усилие … Ему важны не значительные дела, а усилия. Я надеюсь, что Господь оценит мои труды. Многое, особенно с юного возраста, когда я жил как язычник, было искуплено. Я благодарю Церковь, Общество Иисуса, за то, что они поставили меня на ноги и показали мне истинный путь человека» [1].
Антанас Шяшкявичюс родился 4 апреля 1914 года в селе Синдрюнай, вблизи Пасвалиса. Учился в начальной школе в Синдрюнай, а затем в гимназиях Пасвалиса и Биржай. 20 августа 1934 года вступил в «Общество Иисуса». Отец А. Шяшкявичюс в своих воспоминаниях писал: «20 августа 1934 года я покинул свой дом и отправился в монастырь – стать послушником, чтобы готовиться к монашеской жизни. Я решил пойти по пути Иисуса. Как и Иисус, пройти самый трудный путь жизни. Два года спустя я дал обет быть бедным, целомудренным и послушным, как Иисус. Нас воспитали немецкие иезуиты Бегнер, Фрицен [1].»
После двух лет новициата в 1936 году он уехал для получения образования в Инсбрук, Австрию. После немецкой оккупации Австрии студенты–иезуиты были высланы в Италию. Отец А. Шяшкявичюс и другие литовские иезуиты получали высшее образование по философии в Галларате, недалеко от Милана. А в 1939 году он вернулся в Литву, в Каунас, для прохождения пастырской практики перед изучением богословия. Он редактировал журнал «Žvaigždės» («Звёзды») до 1940 года, когда советские власти закрыли издание. В том же году начал изучать богословие в Каунасской духовной семинарии. В 1941 году, по настоянию провинциала, тайно пересёк границу, отправился в Вену, где продолжил изучение богословия. 19 июня 1943 года в Вене кардинал Теодор Иннитцер рукоположил его в сан священника.
В 1944 году отец Антанас Шяшкявичюс вернулся в Литву, так как получил известие о тяжёлой болезни матери. Отец Антанас Шяшкявичюс писал: «Я закончил изучать богословие в Вене. Сдал все экзамены. Пришлось поступать на высшее. Но я получил телеграмму, что мать при смерти. Навестил её, она выздоровела. Но отец провинциал Груодис не разрешил вернуться в Вену. «“Русские идут, здесь нужны священники. Вы закончите высшее образование здесь, в Литве”. Я остался. Проработал около трёх лет в Церкви святого Игнатия в Шяуляе. Много работы. Нас было трое отцов: Б. Андрушка, Ф. Масилионис и я. Я работал с молодёжью, в послевоенные годы религиозность была на подъеме… Организовал молодёжное движение “Стража Святейшего Сердца Иисуса”. К нам присоединились около 10 тысяч молодых людей. В 1948 году коммунисты закрыли монастыри. Меня отправили служить в Рилишкес (Алитусский район, епархия Кайшядориса). Там 3 июня 1949 года я был арестован за деятельность в Шяуляе, за организацию «антисоветского» движения «Стража Святейшего Сердца Иисуса» и приговорён к 25 годам лишения свободы. Меня допрашивали в Шяуляе, избивали, во время допросов держали 3 дня без сна. Затем отправили в тюрьму в Вильнюсе» [1].
В Особом архиве Литвы сохранился отчёт КГБ, в котором значится, что эта молодёжная группа «Стража Святейшего Сердца Иисуса», была сформирована «для религиозно-националистической пропаганды». В Советской Литве послевоенных лет такой вывод был сродни смертному приговору.
В 1950 году в январе отца Антанаса перевезли через Ленинград в Воркуту. Доставили на 17-ю шахту в Воркуте, где он работал сторожем-вахтером на газовом измерителе. На протяжении всего заключения отец проводил Святую Мессу, слушал исповеди, причащал. «Из 3000 заключённых в лагере Воркуты было около 400 литовцев. Вино для Мессы делали из изюма, а чётки – из нарезанных «баранок». 22 июля 1953 года заключённые устроили забастовку. Их требования: “Мы – жертвы И. Сталина, он умер, дайте нам свободу, на работу не пойдем”. Приехал начальник из Москвы и сообщил: “Если не пойдете на работу, вас расстреляют”. Солдаты погнали заключённых – кого в шахту, а кого – на кладбище заключённых. Один узник-еврей сказал: “Здесь нас и расстреляют”. Я был готов ко всему. Но меня отвезли в Интинский исправительно-трудовой лагерь», – пишет Антанас Шяшкявичюс [1].
Когда А. Шяшкявичюс попал в сталинский лагерь, политзаключённых ещё держали вместе с уголовниками. Те, кто не признавал политическую доктрину Советов, здесь реально столкнулись с адом на земле. А. Шяшкявичюс всё это видел и пережил, сохранил в своих записях: «Заведующий читальней требует завести уголок атеиста. “Лучше всего было бы там твою морду вывесить”, – потешается он надо мной. Здесь действительно картина настоящего ада: жестокость, бесчеловечность, неподобающие речи, сквернословие, непочтительность. Ничего порядочного, ничего святого. Многие и на лицо уже стали чудовищами», – излагает в своём дневнике А. Шяшкявичюс впечатления о тюрьме[4, с. 10].
В 1956 году, после пересмотра дела, отец Антанас был освобождён, судимость снята. Однако первый этап наказания для священника А. Шяшкявичюса был лишь началом пути советского узника. По возвращении в Литву ему не разрешили заниматься пастырской деятельностью, так как он был бывшим заключённым. Тогда священник добровольно поехал на Алтай, в город Славгород служить литовским и немецким католикам. Здесь он проработал в основанном им приходе 1 год и 8 месяцев, за это время облетел всю Россию. О точной дате прибытия миссионера в Славгород доступные источники не сообщают. Согласно документам из суда, отец Антанас приехал на Алтай в конце 1956 г. [2, с. 151].
В 1958 году власти запретили отцу Антанасу служить в Славгороде, и он переехал в Киргизию. Здесь он неофициально оборудовал церквушку в городе Канте, вблизи от столицы Фрунзе (ныне Бишкек), и там работал в течение 3 лет с братом-иезуитом Анастазасом Янулисом. Оттуда отец Антанас продолжал совершать миссионерские поездки в ближние и дальние регионы.
В документах КГБ указано, что в Киргизской ССР Антанас Шяшкявичюс «возглавлял нелегальное, незарегистрированное общество католиков, за что в 1961 году, по решению товарищеского суда как антиобщественный элемент был сослан в один из совхозов Киргизии». И так в мае 1961 года власти Канта устроили «показательный суд» и на 5 лет сослали священника за его пастырскую деятельность на исправительные работы в город Ош, на юг Киргизии8 [Согласно сведениям В. Билотаса, о. Антанас был сослан на 6 лет в Ошскую область, где работал на хлопковых полях// В. Билотас. С. 152.]. Но и там он смог продолжить служение. Окрестил 15 тысяч человек, преподал таинство Брака 2000 пар и 600 человек других конфессий были приняты в Католическую Церковь.
Через год, 18 июля 1962 года священник был арестован, доставлен в Вильнюс и затем решением суда приговорён к 7 годам заключения за распространение религиозных обрядов. Этот судебный процесс не обошёл вниманием и литовский журнал «Švyturys» («Маяк»), выходивший дважды в месяц. В номере за 15 марта 1963 года сообщается, что главным обвиняемым по этому делу проходит А. Шяшкявичюс. «Чтобы деятельность А. Шяшкявичюса выглядела действительно преступной, разрушающей советский режим, в журнале «Švyturys» («Маяк») была напечатана фотография, на которой видны конфискованные милицией деревянные и металлические распятия и маленькие статуэтки, сброшенные в сумку. В списке предметов, которые по указанию священнослужителя А. Шяшкявичюса направлялись в посылке в Алтайский край, перечисляются и другие «опасные» для советского режима предметы: картинки, маленькие металлические крестики, медальоны, чётки, цепочки. Советский журнал пишет и о «прибыли», вырученной за эти предметы религиозного обихода, называется и конкретная сумма – 2 тысячи рублей старыми деньгами» [4, с. 10–11].
7 мая 1963 года об этом процессе появилась публикация в газете “Darbininkas” («Рабочий»), издававшейся в Нью-Йорке. В статье сообщается, что на скамью подсудимых были отправлены сибирский апостол А. Шяшкявичюс, священник Йонас Данила, а также русская Евфросиния Колесникова и белоруска Елена Дулько. Все они обвинялись в «спекуляции предметами религиозного культа» [4, с. 12].
За эти «преступления» священнослужитель А. Шяшкявичюс отбывал тюремный срок в Правенишкесе до тех пор, пока за пастырскую деятельность среди заключённых его не перевели в лагерь в Пермском крае, а затем перевезли в уральские леса. Тем временем, оставшиеся на Родине собратья из «Общества Иисуса» просили советскую власть за священника Антанаса. Брат Анастазас Янулис в 1965 году ездил в Москву с адвокатом, чтобы передать дело в Верховный Суд СССР. Сложность заключалась в том, что отец Шяшкявичюс уже имел за плечами большой срок.
Блаженный Владислав Буковинский, апостол Казахстана, в своих «Воспоминаниях» так рассказывает об отце Антанасе Шяшкявичюсе:
«Почти одновременно с ксендзом Жарецким (Зарицким – прим. ред.) в Киргизии был арестован литовский ксендз Антоний Шешкевичюс. Он принадлежит тоже к выдающимся миссионерам третьей зоны. Я с ним лично не знаком, но эхо его миссионерской деятельности доходит до меня снова и снова. Ксендз Шешкевичюс жил сначала с 1955 года в городе Славгороде в Алтайском крае, расположенном непосредственно на востоке от Казахстана. Так как там он вызвал недовольство местных властей, он решил перебраться в Киргизию, где стал жить в городе Кант, недалеко от столицы этой республики города Фрунзе. Как в Славгороде, так и в Канте, ксендз Антоний соединял интенсивную душепастырскую работу на месте с многочисленными миссионерскими поездками в ближние и дальние местности. Наконец ксендза Антония сослали в совхоз, где не было ни одной христианской души, только одни киргизы и мусульмане. Ксендз Антоний нашел там таких киргизов, которые работали за него в совхозе, а сам полностью посвятил себя миссионерской работе. Совершал одну за другой миссионерские поездки. Как и было легко предугадать, все это закончилось тюремным заключением ксендза Антония. Его арестовали в 1962 году в Киргизии. Не знаю, где его судили, в Киргизии или в Литве. Посадили его на 7 лет за спекуляцию. Утешающим обстоятельством является то, что ксендз Антоний все это время был в лагере в Литве. Если ворон ворону глаз не выклюнет, то литовец литовцу тоже. Кроме ксендза Антония посадили также его хозяйку – немку, на полтора года. Ксендз Антоний Шешкевитюс вышел в этом (1969) году на свободу. Для нашей зоны он не был стар, ему всего 55 лет. Ксендз Антоний будет продолжать душепастырскую работу в наших краях. Неизвестно только, в каком месте удастся ему прописаться. Помоги ему, Господи, в этих хороших намерениях» [6, с. 88-89].
В письмах этого периода, отбывания 7-летнего лагерного срока, отец Антанас часто говорит о делах Церкви. Например, он писал отцу Пятрасу Лигнугарису (ОИ): «Я следил за твоей жизнью через других, я узнал, что Альбинас (священник-иезуит Альбинас Думбляускас) посещал тебя, что тебе еще полтора года осталось. Я следовал и ежедневно молился, чтобы выстоять в совместном несении наших одинаковых крестов… И как, отец устал? Где ты был? Какой контингент? Какой режим? Что ты сейчас делаешь? Как поживаешь? Вам нужна помощь? Месса? Есть ли там литовцы? Я собираю марки для моих верующих, у меня уже большая коллекция» [8]. Отца Пятраса Лигнугариса (ОИ) судили в Тайшете, согласно Указу от 5 мая 1961 г. Кроме незаконного служения во множестве мест Сибири, ему инкриминировали вербовку священников для России. Наказание суд определил максимально возможное – 5 лет ссылки в Железногорске Нижне-Илимского района Иркутской области. Последняя фраза о «моих верующих» говорит о том, что часть сердца отца Антанаса осталась в Канте, с литовскими и немецкими верующими, от них он получал письма благодарности и уважения. В письме отцу Франциску Масилионису (ОИ) порадовался вести о том, что представитель Фрунзе встретил на станции украинского священника в качестве пастыря Канта: «Это великое достижение. Тогда, может быть, загорятся другие огни» [8]. Хотя, по словам отца Антанаса, письма часто бывают заражены бактериями чумы – они уничтожаются, «хотя мне и приходится глотнуть глоток горечи, бесчеловечность других делает меня добрее, как “Иисуса на кресте”, обещаю не сдаваться» [8].
В 1969 году, вернувшись через 20 лет в Литву, Антанас Шяшкявичюс некоторое время не мог официально служить священником. В лагере он написал «Дневник», «Размышления», «Святая Пятая Заповедь Божия». Позже был назначен викарием в церкви Молетай, а затем настоятелем прихода святого Георгия в Дубингяй. Однако весной 1970 года был опять арестован, затем осуждён. На этот раз Народный суд Молетайского района назначил ему 1 год лишения свободы за организацию религиозного обучения детей, подготовку детей к Первому Причастию.
Монахиня-диссидент Нийоле Садунайте написала об этом так: «Суд состоялся в Молетай, 7 сентября 1970 года. Когда в первый день суда мы вошли в зал, то увидели, что все сидячие места уже заняты. В зале сидели явно не жаловавшиеся на здоровье агенты КГБ, милиционеры в гражданском и несколько ярко накрашенных женщин. Свидетели, друзья и знакомые священники, лишь малая часть которых попала в зал, вынуждены были в течение всего судебного процесса стоять. Заседание суда длилось с 9 до 18 часов. В числе свидетелей были пожилые женщины, измотанные работой в колхозе многодетные матери, одна из них – мать четверых детей – после операции на желудке, был и инвалид войны – без ноги. Стоять им было трудно. Когда же я напомнила восседавшим на стульях молодым мужчинам, что было бы неплохо уступить место уставшим женщинам и инвалиду, они сердито отрезали: “Если устали – пусть убираются вон! Никто их здесь не держит!” Несчастные не понимали, что все эти люди пришли сюда, ведомые любовью и уважением к священнику» [4, с. 12-13].
Защитная речь А. Шяшкявичюса на этом судебном процессе привлекла внимание американской газеты «Draugas» («Друг»): «Много священнослужителей прошло через советские суды. Они терпели жестокие наказания, будучи абсолютно невиновными. Однако немного было таких, кто осмелился выступить перед лицом суда с безбоязненным, логическим обезоруживающим словом. Это сделал священник А. Шяшкявичюс, человек чрезвычайно образованный, очень последовательно опроверг все обвинения, доказав, что, готовя детей к Первому Причастию, он не нарушал ни Конституцию, ни другие законы, ни учение Ленина, ни уставы Церкви. Этот суд стал встречей мученика и палача» [4, с. 12].
Н. Садунайте вспоминала, что после первого дня суда А. Шяшкявичюс вечером отслужил Мессу. «Во время проповеди он призвал верующих отвечать на ненависть и обиды только любовью и молитвой – по примеру Распятого Иисуса Христа», – пишет Н. Садунайте 13 [4, с. 12]. На этот раз суд вынес строгий приговор, и отец А. Шяшкявичюс оказался в Алитусской тюрьме строгого режима. Вернувшись на свободу в 1971 году, он был назначен викарием в Шилале. В 1975 году переехал в Гаргждай, где был настоятелем, одновременно служил в приходе Миколишкес. В 1988 году был назначен в г. Науйойи–Акмяне, затем в Эйгирджяй. После восстановления Тельшяйской семинарии отца Антония Шяшкявичюса пригласили преподавать латынь. Когда иезуиты обосновались в Клайпеде, в приходе Юозапаса Дарбининкаса, в 1992 году он был назначен викарным священником в Клайпедский приход святого Иосифа Труженика. Отец Антанас внимательно слушал исповеди, посещал прихожан, служил больным. Он служил в Клайпеде с 1992 по 1996 год, будучи уже в преклонном возрасте. За это время отец Антанас посетил 5940 семей, окрестил 264 верующих, обвенчал 460 пар, причастил 207 больных. Он сам записал это в своём дневнике.
А. Шяшкявичюс зачитывал прихожанам в Клайпеде свои записи того времени – как перед отправкой из Лукишкской тюрьмы в Ленинград тысячи обречённых, стоя в камерах, вслух молили Богородицу о спасении Литвы.
«Тогда мы были узниками Советского Союза, безбожного государства, завоевавшего пол-Европы, мы были обречены на 25 лет заточения в Воркуте. Спустя 45 лет, здесь, в Клайпеде, я торжественно говорю: видите, Мария нас услышала. Мы уже прошли все лагеря и тюрьмы, мы уже свободны. Родина свободна, всесильный коммунизм давно рассыпался. Европа свободна. Безбожники проиграли, а мы с Божией помощью живы и свободны», – записал А. Шяшкявичюс в своём дневнике текст проповеди клайпедчанам, с которой выступил летом 1995 года [4, с. 10–11]. За годы своего заключения он стал свидетелем преступлений советской системы, осознав одно: для этой системы человек – ничто: «Копая землю в рабочей зоне, люди нашли останки трёх покойных, погребённых в одном гробу. Спустя 24 года в гробу остались одни кости. Это наши братья из 1941-го. Они, как и мы, ждали свободу, их ждали семьи, а дождались пули. Предположительно, их похоронили добрые люди, когда убийцы ушли. Много здесь их закопано: на спортивной площадке, под водопроводом. Над их костями – парк», – писал А. Шяшкявичюс [4, с. 10–11].
Иезуит Видмантас Шимкунас несколько лет работал вместе с отцом Антанасом в Клайпеде. Он помнит А. Шяшкявичюса как светлого, высокообразованного человека, которого прихожане очень уважали и любили: «Впервые с Антанасом мы познакомились, когда он работал в Науйойи-Акмяне. Потом мы вместе работали в Клайпеде, почти четыре года. Оказалось, что мы окончили один и тот же университет в Инсбруке, только он значительно раньше. Для его возраста он был очень крепким и здоровым человеком, занимался спортом. А по вечерам навещал людей на дому. Он говорил, что Литва остаётся краем миссий, поэтому можно пользоваться различными привилегиями, важно лишь, чтобы люди становились христианами. Он был очень деликатным человеком, но с твёрдым характером. Люди любили ходить к нему на исповедь, к нему всегда были очереди. И что удивительно, среди них было очень много молодых людей», – вспоминает В. Шимкунас [4, с. 12-13].
В 2000 году здоровье отца Антанаса ухудшилось. Весной он приехал в Каунас на лечение и поселился в Каунасском иезуитском доме. Скончался 25 января 2002 года. 28 января состоялось прощание с покойным. На заупокойной Мессе в Каунасской церкви святого Франциска Ксаверия собрались 6 епископов и около 50 священников. Отца Антония Шяшкявичюса (ОИ) похоронили на Петрашюнайском кладбище.
Блаженный Владислав Буковинский, говоря о миссионерском служении блаженного отца Алексия Зарицкого, отца Серафима Кашубы, отца Антанаса Шяшкявичюса, заметил: «Может быть, кто-нибудь, прочитав, скажет о наших миссионерах: “Что за ужасные примеры приводит нам Владислав: ксендз Алексий умирает рано, о. Серафим от всего этого сильно хронически болеет, ксендз Антоний Шешкевитюс попадает в тюрьму и лишен душепастырской работы 7 лет”. Отвечу на это так: вся беда в том, что очень мало таких ксендзов, как Алексий, Серафим или Антоний… Ведь мы священники Иисуса Христа! Христос не жалел себя, – говорит апостол Павел, который себя тоже, наверное, не жалел. Мы рукоположены не для того, чтобы беречь себя, но для того, чтобы, если нужно, жизнь свою отдать за овец Христа» [6, c. 89-90].
Прелат Иосиф Свидницкий в своей книге «Пастырскими тропами» вспоминает об отце Антанасе: «Отец Антоний Шяшкявичюс только что освободился из поселения в 200 км., без разрешения, приехал во Фрунзе, Келлер, встречая его на пороге своего дома, ахнул: Милый патер! Что Вы делаете? Ведь снова посадят”… Как будто для него лагерь ничего не значил. Вот они – Герои, мои предшественники, после них пришел и я. Они мне служили указательными знаками на моём пути. Их труд, слёзы и пот вылощили мне и после меня тропы для новых юродивых Христа ради, опьянённые Христом, вознесли ЕГО ЗНАМЯ на неприступные вершины, вопреки страданиям, боли, агонии и смерти!» [7, с. 369].
Литература
1. Автобиография А. Шяшкявичюса от 21.10.1985: Рукопись. Фотокопия, APL, fasc. «Antanas Šeškevičius».
2. Билотас В. Католические священники в Сибири в период «Хрущёвской оттепели» (1955–1964 гг.)// Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Средней Азии: Монография. – Т. 2. – Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2015. – С. 151-152.
3. Шидлаускас Гинтарас /[Пер. с литовского яз.] По материалам статьи: Великий и верный слуга † отец Антанас Шяшкявичюс, SJ, (1914-1943-2002). – Газета христианской мысли, культуры и общества. – 2002-02-08, Nr. 11 (1018) – Обновлено 2002. 02. 08.// URL: https://translate.googleusercontent.com/translate_c?depth=1&hl=ru&prev=search&rurl=translate.google.ru&sl=lt&sp=nmt4&tl=ru&u=http://www.xxiamzius.lt/archyvas/xxiamzius/20020208/atmi_01.html&usg=ALkJrhgdNcAXYb7rmBlDknnQOozJnW62yA.
4. Сибирского апостола не сломили ни тюрьмы, ни ссылка. //Аста Диковене [Моя Литва Клайпеда]. – 2020.– 27 июня. – С. 10-12 [Published on Jun 27, 2020] // URL: https://issuu.com/diena/docs/2020-06-27_klaip_da_rus.
5. Отец Антанас Шяшкявичюс SJ (1956-1958) //Сайт прихода Успения Пресвятой Богородицы в Славгороде//URL: http://uspenie-slavgorod.blogspot.com/p/blog-page_12.html.
7. Прелат Иосиф Свидницкий. Пастырскими тропами. – Винница: О. Власюк, 2007. – 442 с.
8. Irena Petraitienė. Kun. Antanas Šeškevičius SJ: „Kad mano kančios ką nors išdaigintų“//https://www.bernardinai.lt/2014-06-11-kun-antanas-seskevicius-sj-kad-mano-kancios-ka-nors-isdaigintu/.
отец Антанас (Антоний) Шяшкявичюс (ОИ)
1914 † 2002
Биографическая справка
Отец Антанас Шяшкявичюс родился 4 апреля 1914 года в селе Синдрюнай Пасвальского района. Учился в гимназии Пасвалиса.
В 1934 году окончил гимназию в Биржай и 20 августа вступил в «Общество Иисуса».
В 1936 году, принеся первые монашеские обеты, А. Шяшкявичюс уехал в Инсбрук. Когда А. Гитлер оккупировал Австрию, Антанас вместе с другими литовцами-иезуитами продолжал изучение философии в Галларате, недалеко от Милана.
В 1939 году отправился на практику в Литву, где редактировал журнал «Žvaigžde» («Звезда») и учился в Каунасской духовной семинарии.
В 1941 году, с началом войны, тайно перешёл границу, добравшись до Вены, где продолжил изучение теологии.
19 июня 1943 года в соборе святого Стефана в Вене архиепископ–кардинал Теодор Иннитцер совершил таинство его рукоположения в священство.
В 1944 году А. Шяшкявичюс вернулся в Литву.
3 июня 1949 года он был арестован за деятельность созданной им в Шяуляй организации «Стража Святейшего Сердца Иисуса» и осуждён на 25 лет лишения свободы советской властью.
Летом 1956 года после пересмотра дела был выпущен на свободу. По собственной воле отправился в Алтайский край, в Славгород, где почти два года служил в основанном им же небольшом храме, работал в волжских немецких колониях, учредил приход.
В 1958 году переехал в Киргизию и 3 года служил в основанном приходе в г. Канте (недалеко от столицы – г. Фрунзе, ныне – г. Бишкек).
В 1961 году был отправлен в ссылку на юг Киргизии (г. Ош).
В 1962 году арестован за распространение предметов религиозного обихода, доставлен в Вильнюс. В 1963 году осуждён на 7 лет лишения свободы. Отбывал срок в Правенишкес, затем отправлен в исправительно-трудовую колонию в Перми, позднее – в уральские леса.
В сентябре 1969 года вернулся на Родину – спустя 20 лет. Некоторое время не мог официально служить как священник. Позже был назначен викарием в церкви Молетай, а затем настоятелем прихода св. Георгия в Дубингяй.
Весной 1970 года был опять арестован, затем осуждён на 1 год лишения свободы – за организацию религиозного обучения детей, подготовку детей к первому Причастию.
9 сентября 1971 года, выйдя на свободу, стал викарием в Шилале.
В 1975 году переехал в Гаргждай. Ездил в Москву просить разрешения на строительство нового храма, и такое разрешение было получено.
В 1988 году получил назначение в Науйойи–Акмяне, позднее – в Эйгирджяй, где с началом возрождения веры стал первым учителем религии.
С восстановлением Тяльшяйской духовной семинарии был приглашён на преподавательскую работу.
В 1992 году назначен викарием Клайпедского прихода святого Иосифа Труженика, в котором прослужил до 1996 года. В 2000 году по причине ухудшения здоровья переехал в Каунас.
Скончался 25 января 2002 года. Похоронен в Каунасе на Петрашюнайском кладбище.