История церкви

Кыргызстан

 Как известно, большинство жителей Кыргызстана это мусульмане, но так было не всегда. В раннем средневековье в Средней Азии появились манихеи — секта, которая возникла из христианства (к примеру, в молодости манихеем был Святой Августин). Позднее в период Турецкого Каганата на этой территории широко распространилось несторианство. Оно было основано осужденным Эфесским Собором в 441 году патриархом Константинополя Нестором, провозглашающим несоответствующие католической вере взгляды относительно природы (происхождения) Иисуса и Божественного материнства Марии. Преследуемые Византийской Империей несториане переселились в Персию (ныне Иран), а позже распространились среди многочисленных турецких и монгольских народов. Даже некоторые из монгольских ханов симпатизировали несторианам и позволяли им крестить своих жен и детей. Христианами-несторианами стали, например, кереиты, онгуты и уйгуры. Во время одной из войн Византийской Империи с турками, византийцы к своему огромному удивлению замечали, что на лбах их врагов нарисованы кресты. Еще раньше несторианами стали согдийцы. Это народ вышедший из Средней Азии, который занимался в основном купечеством и основывал на протяжении всего Шелкового Пути свои города. Наконец, несториане добрались до Китая, где в 745 году были официально признаны  властями.

В те времена по всей Средней Азии кочевнические народы беспрерывно странствовали и воевали друг с другом, поэтому часто трудно определить, где именно тогда проживал какой-либо народ и в связи с этим трудно также сказать, сколько христиан-несториан жило на территории, где в современности располагается Кыргызстан. Однако до наших дней сохранились на Шелковом Пути их монастыри и склепы, как, например,  караван-сарай  Таш-Рабат. В Чуйской долине сохранился даже склеп Армянского епископа.

В XIII-XIV веке в период монгольских завоеваний в Средней Азии появились католики миссионеры и послы римских пап к ханам. Первым из них был итальянец архиепископ Джованни дель Плано Карпини (он находился у хана в 1246-1247 годах) и францисканец Гильома де Рубрука (1253-1255). В 1278 папой Николаем III была основана Кипчакская епархия, которая от хана  Монке-Тимура, наследника Берке, получила обширные привилегии. Наконец воспитанный в духе христианства хан Кубилай, хотя сам и не был окрещен, попросил у римского папы через прославленного купца и путешественника Марка Поло, чтобы тот прислал в его столицу Пекин католических священников. С этой миссией был прислан францисканец  Джованни Монтекорвино, который стал в 1289 году первым архиепископом в завоеванном Монголами Китае. Таким образом, католические монахи смогли заниматься миссионерской деятельностью среди народов Азии. Монтекорвино окрестил среди прочих и монгольского князя Коргуза (называемого также Киргизом). Этот хан был раньше несторианцем и ему было дано имя Георгий, поэтому одно из объяснений названия этнической группы киргизов это «народ Святого Георгия». Надо заметить, что эту теорию подтверждает чрезвычайные сходство представления в иконографии национального героя Киргизов и святого Георгия: воин на лошади с драконом.

В то же самое время ильханы — монгольские правители Персии и Ирака также приобщились к христианской вере и даже организовали свой поход на Священную Землю, чтобы освободить ее от посягательств мусульман. Ильхан Абага высылал даже в 1268 году письма римскому папе Клеменсу IV и Николаю III (кто он?), в которых предлагал организовать общий крестовый поход против египетских мамелюков. К сожалению, со временем деятельность несториан и католиков среди турецких и монгольских народов ослабла.

В современности первые католики появились в Кыргызстане на исходе XIX века. Ими были немецкие переселенцы в Таласе, а также поляки: офицеры и служащие царской службы, предприниматели и инженеры. Многие из них были потомками поляков, сосланных на эти земли еще во времена восстаний за независимость Польши, другие приезжали в Кыргызстан с надеждой на лучшую жизнь. В Оше в 1897 году 15% жителей европейских национальностей были католиками. В ту пору в Киргизии не было своего католического прихода, и только время от времени сюда  приезжали священники из Ташкента. После большевистской революции в Киргизию опять стали прибывать ссыльные католики. Ими были раскулаченные немцы с Волги, поляки с восточной Украины и раскулаченные украинцы греко-католики. После нападения Гитлера на Советский Союз прошла самая большая волна ссылок. Это были, прежде всего, волжские немцы,  поляки с восточных границ Польши, литовцы, корейцы с Дальнего Востока и в конце войны украинцы-грекокатолики из Западной Украины. Число католиков в то время исчислялось десятками тысяч.

Когда в 1941 году в Джалал-Абаде началось формирование V польской пехотной дивизии генерала Андерса, там в то время также открылся и  костел, где католические священники совершали пастырское служение для  польских солдат и их семей. Большинство тех людей покинуло Киргизию во время или сразу после окончания войны.

До середины 50-х годов прошлого века религиозная жизнь католиков Кыргызстана проходила в подполье. Священников не было, так как большинство из них оказалось в ту пору в лагерях. В 1955 году самая большая община католиков (немцев) в Киргизии, которая проживала в селе Люксембург, впервые попыталась получить официальную регистрацию. В то время в Кыргызстане существовали общины католиков —  во Фрунзе, Токмаке, Канте, Джалал-Абаде, в селах Октябрьское, Винсовхозе и других населенных пунктах. Во второй половине 50-х годов в село Люксембург приехал после освобождения из лагеря литовский священник Aнтоний Шишкявичус. Под его руководством в 1961 году прихожане во второй раз пытались официально зарегистрировать приход в Люксембурге и в случае отказа грозили властям организацией „марша и бунта”. Реакция властей была однозначна: Отец Шишкявичус оказался вновь арестован, нескольких самых активных  прихожан сослали на юг республики, а часовня была ликвидирована.

В 60-х годах в Кыргызстан прибыл отец Прелат Михаил Келлер, бывший узник лагерей, последний из живущих в Советском Союзе священников Тираспольской епархии, расположенной на юге России и состоящей в основном из немцев. Отцу Келлеру удалось в 1969 году, наконец, не только зарегистрировать приход св. Михаила Архангела в Бишкеке, но также и выстроить существующий до сегодняшнего дня костел на улице Васильева, 203. С годами прихожан становилось все больше и больше. По официальным данным католиков было несколько сотен, и приезжали они в Бишкек из самых отдаленных мест республики. В ту пору в приходе работал также Отец Богдан, украинец, греко-католический монах базилианин, который после смерти прелата Келлера в 1983 году стал приходским священником. Почти 100% прихожан в ту пору составляли немцы, поэтому Святые Мессы проводились на немецком языке. На ежедневной Святой Мессе молилось около 20-30 человек. В год крещение принимали более ста верующих;  это означает, что прихожан было несколько тысяч. Власти и КГБ старались, как могли контролировать жизнь прихода, в том числе, пытались  вербовать среди прихожан доносчиков, и старались изолировать молодежь от прихода. В этот период  Бишкек стал главным центром Католицизма в советской Азии (рядом с Карагандой).

В 80-х годах Кыргызстан начали покидать немцы, и постепенно приход в Бишкеке становился многонациональным. Вскоре Святую Мессу начали проводить на русском языке. В 1989 году в Бишкеке начал работу иезуит Отец Николай Мессмер. В 1991 году после установления Апостольской Администратуры в Караганде, которую  возглавил епископ Ян Павел Ленга, приход в Бишкеке стал частью  этой администратуры. В 1997 году Отца Николая сменил иезуит Отец Александр Кан, а в 1999 году Католическая церковь в Кыргызстане как Missia Sui Iuris (Миссия Сьюи Юрис) стала подчиняться непосредственно римскому папе. В 2006 римский папа учредил в Кыргызстане Апостольскую Администратуру, первым епископом которой стал Отец Николай Мессмер. Позднее в 2016 года в связи с кончиной  Отца Николая Мессмера апостольскую администратору возглавлял отец Янез Михельчич. В августе 2017 года Папа Римский Франциск назначил апостольским администратором католической церкви Кыргызстана отца Энтони Джеймса Коркорана.

В Кыргызстане работает несколько иезуитов, два епархиальных священника  и несколько сестер францисканок. В Бишкеке также находится дипломатическое представительство Ватикана:  Апостольская Нунциатура. Папский нунций постоянно пребывает в Астане.

Кроме прихода в Бишкеке священники и сестры монахини посещают около 30 разбросанных по всей стране католических общин, которые насчитывают от нескольких человек до нескольких  десятков верующих. Часовни находятся в Таласе и Джалал-Абаде (где постоянно проживают священники и сестры монахини), а также в селе Камышановка и городе Ош. В остальных населенных пунктах богуслужения проводят в частных домах. Так проходят службы в Сокулуке, Беловодском, Чалдоваре, Жаныжере, Октябрьском, Военной Антоновке, Ат — Баши, Ивановке, Станции Ивановка, Люксембурге, Садовом, Туз, Серафимовке, Караколе. Католики регулярно посещают несколько домов инвалидов, дома для престарелых и тюрьмы.

 

Брат Дамиан Войцеховский ОИ